Виртуальная семиотика
Двусторонний обмен информацией, то есть общение, - кровеносная система Сети
История человечества может быть рассмотрена как история коммуникации (форм, способов и средств общения), историки Интернета вписывают его в ряд других технологических придумок, позволяющих людям преодолевать невозможность моментального общения "лицом к лицу".
(Фото: East News)
Одни ведут отсчет Интернета с 1961 года, когда Леонард Клейнрок опубликовал статью с изложением теории пакетной пересылки информации (packet switching theory). Другие считают, что все началось в 1957-м, когда русские запустили Спутник, а американцы в ответ создали Агентство продвинутых исследовательских проектов (ARPA). Еще одни утверждают, что Интернет начался в прошлом веке - то ли с прокладки трансатлантического кабеля в 1850 году, то ли с изобретения телеграфа в 1832-м. Некоторые забираются совсем уж в глубь веков - в VIII век до н.э., когда греки додумались использовать голубиную почту, или еще дальше - в четвертое тысячелетие до н.э., когда шумеры изобрели пиктографическое письмо.
Рассуждая таким образом, легко дойти до сомнительного (если не абсурдного) утверждения, что история Интернета равна истории человечества, поскольку последняя - это история общения. Тем не менее вовсе не абсурдно утверждение, что Интернет - это по преимуществу среда общения. Общение в той или иной форме и той или иной интенсивности - если не плоть, то, по крайней мере, кровь Интернета. Так же, как кровь, информация должна циркулировать. В противном случае она перестает выполнять свои функции, и тогда тело умирает. По меньшей мере, впадает в анабиоз.
Материалом общения в Сети, как и в жизни, может являться все что угодно - от первобытного вопля, целью которого является сам крик и следующая за ним психическая разрядка, до жарких философических споров о судьбах России и бытия. Последнее - вещь в русской Сети, в отличие от западной, весьма распространенная. "Общение на почве истины не научно-обязательной, не отчужденной от глубин личности" - это наше национальное. Примеры такого типа общения читатель без труда отыщет в раскиданных по просторам Рунета "гестбуках" (гостевых книгах), существующих при сайтах литературно-художественной или политико-культурной ориентации.
Среди технологических способов сетевого общения наиболее распространенным является, безусловно, электронная почта. Согласно опросу, проведенному недавно Стэнфордским институтом количественных исследований общества, электронной почтой пользуются 90% опрошенных, в то время как "болталками" (chat rooms) - всего 24%. Эти цифры близки к тем, которые опубликовало российское агентство Monitoring.ru: "общение и чаты" интересуют от 22 до 26% пользователей. Электронной почтой, очевидно, пользуется гораздо больший процент (в отчете называется 47% - эта цифра кажется мне явно заниженной).
Что же касается "болталок" (чатов), то они, как правило, куда менее интеллектуальны, чем "гестбуки", и часто грешат эротическим уклоном и опасностью психологической аддикции. Подробнее о чатах - в подверстках других авторов, замечу лишь вскользь, что никогда не мог понять смысла такой траты времени. В то же время - и в голову не приходит осуждать, поскольку уверен, что постороннему, "несетевому" человеку моя ежедневная работа за компьютером вполне может показаться таким же "уходом от мира в виртуальность".
Еще одна распространенная технология общения - "мгновенные вестники" (instant messengers), позволяющие пользователям обмениваться записками, файлами и ссылками в реальном времени. Самая распространенная программа этого типа в России - ICQ (www.icq.com). Помимо нее к этому классу относятся AOL Instant Messenger (www.aol.com/aim/), входящий теперь в дистрибутив Netscape Communicator, но используемый преимущественно в США (49 млн. пользователей), а также MSN Messenger Service (messenger.msn.com). Логичным продолжением этой технологии являются программы, дающие возможность "видеть", кто в данный момент находится с вами на одном сайте, и вступать с ними в контакт. Первой программой такого рода была Gooey (www.gooey.com), затем они стали плодиться как грибы после дождя.
Оставляя без рассмотрения такие уже практически вышедшие из моды среды общения, как Юзнет (всемирная система "групп новостей" или, по-русски, телеконференций) и IRC ("переключаемая интернетовская болтовня"), только упомяну ролевые многопользовательские игры - MUShы и MUDы с их бесчисленными разновидностями, как текстовыми, так и графическими. В этих играх пользователи подключаются к игровому серверу и, выбрав себе имя, пол, облик и личную историю в рамках общего сюжета игры, сражаются друг с другом или чудовищами, генерируемыми по ходу дела программой. И не только сражаются, но и переговариваются, дружат, влюбляются.
Большой вопрос - насколько сетевое общение сужает и обесценивает общение "реальное". Однозначно ответить тут невозможно. Плюсы электронной коммуникации - уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание виртуальных сообществ по интересам - не то чтобы перевешивают, но по крайней мере нейтрализуют минусы.
Читателю, наверно, хоть раз да приходилось слышать, что-де Интернет делает людей асоциальными, вредит живому общению, разрушает семьи и в конечном счете непременно приводит пользователей в сумасшедший дом. Любому пользователю Сети, с другой стороны, известно, что опасность интернетзависимости действительно существует, но я глубоко сомневаюсь, что она многим хуже телезависимости, или алкоголизма, или привычки ковырять в носу, или регулярной стрельбы в ближних из автоматического оружия. К тому же любой плюс вообще немыслим без своего антипода минуса. А плюсов в сетевом общении - не счесть.
ВРЕЗ: БОЛТАЛКА
Игры нашего времени
Любой человек в Интернете может попытаться найти родственную душу - и находит, представьте, куда чаще, чем в офлайне. Здесь не встречают по одежке (условности такого рода часто мешают в реальной жизни), потому что одежки попросту не видно. Поэтому сообщества по интересам так многочисленны и жизнеспособны. Например, уже давно известна и популярна виртуальная тусовка, сложившаяся при Auto.Ru, существует еще множество мест, где могут, не выходя из дому, пообщаться любители видео или преферанса, меломаны или футбольные болельщики, любители политики и знатоки-аквариумисты. Все эти дискуссии отличаются от традиционных методов общения разве только необходимостью купить модем. Но есть и место разговоров ни о чем - чаты.
Когда я впервые несколько лет назад из любопытства посетил несколько чатов, то тут же вспомнил свои подростковые проблемы. И "ники", и темы, вызывавшие самые бурные дебаты, и сама манера общения не оставляли никаких сомнений, что подавляющее большинство участников виртуальной дискуссии - очень молодые люди или с необыкновенным упорством приписывающие себе "золотой" (по их мнению) возраст. Кроме того, все обитатели Сети похожи на людей из далекого счастливого будущего. Если молодой человек, то обыкновенно высокий блондин, увлекающийся спортом (несколько моложе 30), ну а девушки - чуть старше 20, ну и, конечно же, с формами Лары Крофт. Как ни странно, такое однообразие нисколько не мешает участникам сайта, разговоры ни о чем продолжаются 24 часа в сутки. Должен сказать, что для взрослого человека "сидеть на чате" - не слишком увлекательное занятие. Любая беседа без темы, да еще с большим (и нерегулируемым) числом участников превращается в базар вне зависимости от культурного уровня каждого. Что же так увлекает этих людей?
На мой взгляд, чат в Сети - разновидность компьютерной игры, о которой давно мечтали подростки. Видно, для каждого возраста свои игрушки - для игры в "серебряный век" эпистолярного искусства нужен реальный и хорошо знакомый корреспондент (и электронная почта), а вся соль игры в чат - полная анонимность участников. Абсолютно свободный и непредсказуемый сюжет, "реализм", никаких ограничений и уже упомянутая возможность создать свой собственный образ - такова игра нашего века.
Мне кажется, что разговоры о вреде Интернета для здоровья нельзя считать серьезными, а свидетельства врачей о пациенте Х, проводившем за компьютером 18 часов в сутки, напоминают о том, что в любом деле нужно чувство меры. Ведь даже если столько времени бегать трусцой- никакое здоровье не выдержит!
Дмитрий Генин
ВРЕЗ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Фанатизм нон-стоп
Футбол (да и хоккей) в неторопливые доинтернетовские времена начинался за несколько часов до матча за неторопливым пивом где-нибудь в окрестностях Парка культуры или в знаменитых "Семи дорогах" в Петровском парке, других оказий не случалось. Сегодня в этом нет нужды - новое поколение выбирает "клаву". Клавиатуру.
Сайты болельщиков в Интернете, где в гостевых книгах круглые сутки не утихает дискуссия, существуют уже пару-тройку лет. Сайты болельщиков в Интернете, где в гостевых книгах круглые сутки не утихает дискуссия, существуют уже пару-тройку лет. Наиболее посещаемые, естественно, спартаковский - "ВВ" (www. spartak.msk.ru), динамовский - "Западная трибуна-2" (www.soccer.ru/php) и армейский - "У Фонтана" (www.cska.ntl.ru) - они входят в тридцатку самых популярных спортивных сайтов. На стабильно высоких рейтинговых позициях располагается сайт киевского "Динамо" (www.dinamo.kiev.ua), содержащий ссылки на все вышеперечисленные. Удобно - кликаешь на строку "О чем базарят", и перед тобой весь спектр мнений.
Как и вся Сеть в целом, фанатские сайты - живой пример гуманизма и демократии. Благодаря им украинский болельщик "Спартака" не чувствует себя одиноким в своем Запорожье или Виннице. Или кузбасский поклонник хоккейного "Динамо", который по идее обязан радоваться бурному прогрессу новокузнецкого "Металлурга", может вовсю ликовать вместе с "бело-голубыми" по поводу их победы над его земляками. Каков же собирательный образ фаната - завсегдатая Интернета? Возраст чаще всего до 30 или чуть старше. Любовь к родному клубу неистова, как и критика в его адрес, выплескиваемая не только в дни поражений, но и всегда. Склонность к крайним суждениям, несмотря на регулярно употребляемую аббревиатуру IMHO (от английского "по моему скромному мнению"). Но, с другой стороны, вербальный экстремизм в Сети не влечет за собой автоматически хулиганство на стадионе. Видимо, "сетевым" есть где и как выплеснуть эмоции, не калеча при этом мебель и оппонентов.
И. К.