Крыминальное чтиво
Когда моя знакомая журналистка в начале лета уезжала из Москвы в Крым создавать очерк о проблемах этого прекрасного полуострова, начальство снабдило ее следующим напутствием: "Ну, чем сейчас живет Крым, сама знаешь: рост националистических настроений, лозунги "Долой русских!". Несомненно, эти настроения сейчас усилятся в связи с наплывом курортников. Надо постараться встретиться с теми, кто уже сейчас готовит антирусские выступления, собирается забрасывать камнями приезжих. Вторая важная тема - это учителя, которые, несмотря ни на что, продолжают преподавать на русском языке. Разузнай через знакомых - вдруг они найдут тебе таких преподавателей, одного, а лучше двух или трех. Пусть расскажут о систематических угрозах, о бутылках с зажигательной смесью, которые летят им в окна, о том, что они готовы бросить все и уехать в Россию".
И вот наша русская путешественница прибыла в Крым и стала общаться с местными жителями. Осторожно, стараясь не слишком будоражить эти самые националистические чувства, заводила разговор, что, конечно, можно объяснить причины, по которым крымчане ненавидят русских, потом просила познакомить ее с каким-нибудь националистом-террористом.
Собеседники все как один начинали лезть на стену и чуть не плача повторять: "Нет у нас антироссийских настроений, демонстраций и националистических отрядов. Понимаешь - нет!" И братство народов тут ни при чем. Просто для всех, кто здесь живет, существует один Бог - курортный сезон! Задача каждого крымчанина - срубить за этот сезон как можно больше долларов, гривен или рублей. И любого, кто начнет готовиться к этому как-нибудь иначе - например, рисовать транспаранты "Русские - вон!", готовить бутылки с зажигательной смесью, - угомонят собственные же родственники. Все здесь заинтересованы только в одном - в абсолютном спокойствии. Поэтому и к поступкам родного украинского правительства, отключающего в санаториях свет и устраивающего заторы на государственной границе, здесь относятся с ненавистью. И русских учителей отсюда не выживают, потому что здесь почти все школы - русские. Тут настоящую украинскую школу трудно найти: полуостров-то поголовно русскоязычный.
"Но каждый год, - с горечью повторяли ее собеседники, - во всех уважаемых российских изданиях мы читаем о чуть ли не надвигающейся волне погромов. Сначала мы были уверены, что эти материалы проплачивают наши сочинские конкуренты. Но потом поняли - у них денег не хватит на такую массированную психологическую атаку. Почему в конце концов вас не интересует реальная жизнь Крыма?"
Это горестное "Почему?" очень напоминает возгласы, с которыми наши политики и журналисты постоянно обращаются к своим западным коллегам, упорно выбирающим из всей многообразной нашей жизни только две темы - мафию и проституток. Мы возмущаемся теми, кто эту информацию потребляет, и теми, кто ее производит. Однако, как выясняется, вполне способны воспроизводить тот же стандарт поведения, причем не только в отношении Крыма.
Но попадаются люди, которые способны смеяться над этими штампами. В известном фильме Тодда Солондза "Счастье" эмигрант из России знакомится с молодой наивной американкой. Девушка интересуется, чем русский богатырь занимался на Родине, Тот откровенно признается, что был связан с криминальным миром. "О-о, - протягивает американка, - ты входил в мафиозный клан!" - "Да нет, почему? - обиженно отвечает ее собеседник. - Просто воровал".