Век Рембрандта. Голландская живопись XVII века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва

Извлеченные из запасников "Рыбы" написаны ведущим мастером популярного в Голландии направления "рыбного" натюрморта Питером де Пюттером
Надо иметь очевидные резоны для того, чтобы показывать на выставке в ГМИИ картины из собрания ГМИИ, просто перетащив их из постоянной экспозиции на первом этаже в Белый зал, на колоннаду второго и в зал за ней. (Ну, приумножив их число добавками из хранилища, разбавившими известные вещи, а также занявшими их привычные места в 10-м зале, временно переделанном в "открытый запасник". Но только добавки эти все больше сомнительного свойства.) Резонов может быть много: новый авторско-кураторский взгляд на старое искусство, попытка его детальной и концептуальной классификации, необычные сопоставления-соположения с искусством иных стран и/или иных эпох, в крайнем случае радикальные дизайнерские ухищрения, способные по-иному представить сотни раз виденное.
У выставки в ГМИИ резон только один, понятный лишь сугубым специалистам. Резон - каталог-резоне (то есть полный и подробный, с научным описанием каждой включенной в него работы) "голландского" собрания живописи нашего музея, что не равносильно каталогу выставки. Она же просто приурочена к выходу в свет этого пятисотстраничного фолианта стоимостью 600 рублей с черно-белыми иллюстрациями (то не сувенирный альбом, а искусствоведческий труд!) и сухими справками о происхождении, атрибуции, аналогах, истории, литературе по поводу той или иной картины. Составила его и соответственно организовала выставку одна из старейших сотрудников ГМИИ Марина Сененко, в чествование которой вылился вернисаж. Но это, извините, праздник для очень немногих. Кропотливая научная и реставраторская работа над собранием входит в повседневные обязанности музейных сотрудников, и посвящать огромную трехмесячную выставку прославлению их труда, не видимого миру, благородно, но расточительно. Это в том случае, если музею нечего сказать, кроме того, что в нем хранятся более двухсот картин голландских художников XVII века, почти все они отреставрированы, атрибутированы, описаны, а теперь обнародованы и опубликованы.
Нет, конечно, у выставки есть "научная концепция", отразившаяся в ее структуре, но по примитивности похожая на посыл статьи в журнале "Юный художник". В голландском искусстве, довольно "обытовизированном" по причинам верности его создателей доктринам кальвинизма и отсутствия церковных заказов, расцветали жанры портрета, пейзажа, натюрморта и бытовой сценки. Они делятся на подвиды. Например, есть пейзажи с животными, с архитектурными мотивами, с позаимствованной у итальянцев идиллической тематикой и пр. А натюрморты бывают просто натюрмортами и глубокомысленными аллегориями-ванитас, посвященными бренности всего земного. Такова в общих чертах голландская живопись XVII столетия (об этом - колоннада и зал за ней). На ее фоне выделяется гений Рембрандта - отменного живописца и глубокого мыслителя, "пристально читавшего Библию". Рембрандт повлиял на современников: в Белом зале шесть картин маэстро дополняют работы художников, так или иначе относимых к его кругу. Впрочем, никаких особенных сопоставлений в экспозиции не просматривается. Вытащенные же из запасников вещи, оказавшиеся недостойными второго этажа, свалены в кучу в одном зале на первом (помянутый "открытый запасник", о наличии которого на выставке нигде не сообщается). Вот и все.
Правда, экспликации (сопроводительные тексты к картинам) - там, где они есть, - подробны и хороши. Ну и картины, конечно, ничего себе.