Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Квартирный вопрос

Александр Нечаев


Строительство в исторической среде оказалось сложной задачей для старейшего архитектурного вуза страны


Сейчас одной из самых серьезных проблем для МАрхИ стала перенаселенность помещений. Чтобы решить эту проблему, главный корпус института (памятник зодчества XVIII столетия дворец Воронцовых) надстроили мансардным этажом, хотя внесение изменений в облик охраняемых памятников всегда считалось недопустимым (Фото: Александр Сорин)


В прошлом году отмечалось 250-летие московской архитектурной школы. Центром торжественных мероприятий, конечно, стал Московский архитектурный институт: уже более века молодые зодчие выходят из дверей дома 11 по Рождественке (с 1890 года здесь размещалось Строгановское художественное училище, затем ВХУТЕМАС, с 1930-го - МАрхИ).

Сейчас одной из самых серьезных проблем для МАрхИ стала перенаселенность помещений. Институту принадлежат четыре корпуса на основной территории, ряд кафедр располагается по соседству, в том числе на территории Рождественского монастыря. Этих площадей явно не достаточно, к тому же большая их часть давно не ремонтировалась. Особенно заметным это стало после того, как некоторые строения были переданы церкви. Например, кафедра рисунка, располагавшаяся прежде в зданиях церквей Иоанна Златоуста Рождественского монастыря и Николы в Звонарях, была вынуждена перебраться в основной корпус института. Выселение кафедры происходило в кратчайшие сроки и сопровождалось безобразным скандалом. Однако, несмотря на минувшие с тех пор семь лет, Златоустинская церковь по-прежнему не действует, на ней даже не установлены кресты.

Институт между тем продолжал терять территории - уже в силу внутренних причин. Часть помещений руководство сдало в аренду, чтобы хоть как-то решить финансовые проблемы. Особенно некрасиво выглядело прошлогоднее выселение дипломников из аудитории кафедры реставрации. За месяц до сдачи диплома, в самый разгар работы, студенты были вынуждены перебираться в помещения, освобожденные для капитального ремонта и не имеющие даже розеток. Старая же, просторная и светлая, дипломная аудитория была освобождена для устройства в ней некоего увеселительного заведения.

Одним из путей решения вопроса перенаселенности стала надстройка мансардным этажом главного корпуса института, видного памятника зодчества XVIII столетия (в прошлом дворец Воронцовых; в нижнем этаже постройки обнаружены остатки стоявших здесь с 1731 года палат Волынских). Внесение изменений в сложившийся облик охраняемых памятников архитектуры всегда считалось недопустимым, и хотя проект реконструкции выполнен достаточно тактично, надстройка заметно изменила благородные пропорции Воронцовского дома.

Другой путь - освоение двух переданных МАрхИ участков: по улице Рождественка, а также на углу Неглинки и Трубной площади.

Сооружение, возникшее три года назад на Рождественке, 17, строилось под вывеской Международного центра архитектуры. Если эта новостройка и вправду была задумана как "международный центр", она должна была бы продемонстрировать уровень нашего современного зодчества, как некогда архитектура ВСХВ олицетворяла достижения социалистического строительства. Но получилось иначе.

Дальняя часть Рождественки, от Кузнецкого моста до Трубной площади, в значительной степени сохранила малоэтажную застройку начала XIX века, прерываемую огромным двором Воронцовской усадьбы. Над улицей доминируют вертикали Никольской церкви и Рождественского монастыря. В подобной ситуации есть три подхода к проектированию в исторической среде: 1) буквальное следование исторической стилистике окружающих построек; 2) строительство в современных формах и материалах, намеренно контрастирующих с окружением; 3) некая стилизация, перекликающаяся с исторической средой, но не копирующая ее. Выбран был третий вариант.


Сооружение, возникшее три года назад на Рождественке, 17, строилось под вывеской международного центра архитектуры. Но выглядит оно на редкость примитивным и портит вид на церковь Николы (Фото: Александр Сорин)

В сегодняшней Москве достаточно удачных примеров стилизации. Например, прямо на соседнем участке - в Звонарском переулке - выстроен офисный комплекс. Новое строительство велось в глубине участка, старый корпус вполне изящно надстроен одним этажом, ничего не снесено. В случае с МАрхИ - все наоборот. Здание, активно включенное в уличную застройку, выглядит на редкость примитивным: узкий оштукатуренный фасад под двухскатной кровлей, украшенный лишь двумя круглыми столбами и полукруглым окном сверху. Говорят, что автор проекта, проректор института Илья Георгиевич Лежава, считает дом на Рождественке своего рода шуткой. Но шутка получилась не слишком смешной и крайне неуместной. Рельеф Рождественки, одной из красивейших улиц старой Москвы, очень сложный. Самое высокое ее место - это пересечение с Кисельным переулком, где как раз и находится участок # 17. И вот в самой середине плавной, устремленной к монастырю улицы образовалась доминанта, никак не оправданная ни с архитектурной, ни с градостроительной точки зрения. Лишними стали всего лишь пол-этажа здания (не более двух метров), но этого хватило, чтобы испортить замечательный вид на церковь Николы с обоих концов улицы.

Все это кажется тем более странным, что строительством занимается проектный институт МАрхИ - архитекторы строят сами для себя и вполне могли бы постараться. Кстати, ректор института Александр Петрович Кудрявцев занимает также должность президента ЭКОСа - экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы. От мнения совета, через который проходят все крупные проекты строительства в исторической части города, в значительной степени зависит сохранение исторического и созидание будущего облика столицы. Было логично при строительстве собственного здания показать пример аккуратного и бережного отношения к исторической среде, но увы... На месте скверика в Звонарском переулке появилась уродливая трансформаторная будка, три из четырех находящихся на участке домов XIX века были разобраны. В процессе сноса в подвале одного из них открылись фрагменты большемерной кладки более раннего времени, но дополнительные исследования не проводились.

В настоящее время проектный институт МАрхИ приступает к освоению следующего участка, расположенного на углу Трубной площади и Неглинной улицы, места для многих московских зодчих в своем роде культового - на окрестных бульварах издавна коротают часы досуга студенты-архитекторы. Однако с каждым годом живописная Трубная площадь все больше теряет свой исторический облик - старые, знакомые дома сносятся или сменяются новоделами, новостройки уродуют прекрасные панорамы окрестностей. Заказчиком и исполнителем намеченного строительства выступает сам МАрхИ, а это значит, что в случае неудачи архитекторы не смогут по привычке сослаться на несовпадение своих творческих устремлений с сомнительными вкусами заказчика. От этой стройки хотелось бы ждать большего, чем от "рождественской". Между прочим, в архитектурном институте по-прежнему учатся талантливые люди, так что конкурс, объявленный среди студентов, мог бы показать действительные возможности архитектурной мысли рубежа тысячелетий.


Сейчас проектный институт МАрхИ приступает к освоению еще одного участка, расположенного на углу трубной площади и Неглинной улицы (Фото: Павел Горшков)