Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Немец у русского трона

Сергей Хачатуров


Граф Андрей Иванович Остерман и его время


Государственный исторический музей. Москва


Россия всегда обожала те страны, которые были ее противоположностью. Где умели уважать личность, ценить комфорт, блюсти порядок в мозгах и чистоту на улицах. Петр Великий приблизил к себе многих немцев. Кто-то из них обогатил русскую архитектуру. Кто-то - дипломатию. Среди последних - Генрих Иоганн Фридрих (по-русски Андрей Иванович) Остерман. Ему посвящена выставка в Историческом музее, организованная совместно с архивом немецкого города Бохума, родины Остермана.

Будущий великий государственный муж начал свою карьеру с убийства. В годы студенчества во время одной из пьяных драк в трактире он заколол шпагой однокурсника. Потом бежал в Голландию. Затем - в Россию. Где и сделался блестящим политиком. Сначала Остерман был переводчиком Посольского приказа. Потом - секретарем Посольской канцелярии. Находясь на этой должности, он выполнял дипломатические поручения во многих европейских государствах: Франции, Германии, Дании, Голландии. Триумф Остермана-дипломата: подписание в 1721 году Ништадтского мира со Швецией, положившего конец Северной войне.

При преемниках Петра I позиции Остермана укрепились и на внутриполитической арене. Устранив Меншикова, он сделался кукловодом бездарного фаворита императрицы Анны Иоанновны Бирона. При регентше Анне Леопольдовне Остерман получил чин генерал-адмирала и фактически стал единовластным правителем России. Но ненадолго. После дворцового переворота 1741 года много претерпевшая от козней Остермана Елизавета Петровна сослала опального генерал-адмирала туда, куда ранее Остерман упек Меншикова, - в Сибирь, в Березовский острог. На этом карьера Андрея Ивановича закончилась.

Исторический музей любит проводить совместные с Германией выставки. Чаще всего они превращаются в некие "декларации о дружбе и любви". Так вышло и сейчас. Посетив новую экспозицию, и не вспомнишь о бурных событиях жизни профессионального интригана. Впечатление, что видел проект на тему "Россия - Германия. Век Просвещения". Личность Остермана (о ней напоминают лишь некоторые уникальные архивные документы, да несколько портретов) полностью растворяется в пестрой панораме "общих мест" русско-немецких культурных связей. Можно полюбоваться гравюрами и акварелями с изображением Петербурга и Берлина. Или представить себе интерьер Посольского приказа петровских времен. Можно узнать, как веселились на маскарадах Анны Иоанновны. Конечно, можно, почему бы и нет? Тем более что качество и скрупулезность подготовки экспонатов поистине немецкие. Тем более, что к выставке выпущен достойный каталог с хорошими статьями авторов концепции: Йоганнеса Фолькера Вагнера, Елены Гороховой, Вольфрама Эггелинга, Светланы Долговой. Смущает лишь одно: предпочитавший при жизни не выходить из тени "серый кардинал" российской политики граф Андрей Иванович Остерман снова обманул всех и таинственно скрылся с собственного бенефиса.