Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Страсти по Иоанну

Гюляра Садых-заде


Музыка Софии Губайдулиной


(Фото: Наталья Разина)

Мариинский театр, СПб.

К юбилею Баха штутгартская академия музыки предложила четырем крупнейшим композиторам из Германии, России, США и Аргентины помериться силами с Бахом в наиболее удавшемся ему жанре ораторий. Академия поставила условие: выбрать изложение одного из евангелистов (Луки, Марка, Иоанна или Матфея), использовать родной язык и исполнить новые "Страсти" сначала в Германии, а затем на родине автора.

Губайдулина, сознавая, что этот жанр принадлежит западной традиции, постаралась тем не менее совместить свое сочинение с канонами православия. Интонационный строй ее "Страстей" подчеркнуто русский. Строгая сосредоточенность повествования Рассказчика (его партию великолепно исполнил лучший бас Мариинки Геннадий Беззубенков) напоминает характерную, построенную на одной ноте декламацию дьякона. Развернутым партиям тенора (Виктор Луцюк), баритона (Федор Можаев) и сопрано (Наталия Корнева) вторят развернутые же соло виолончели, альта и флейты. Хоровые эпизоды звучат как вспышки, прорезающие мглу Гефсиманского сада (хор Мариинского театра "усилен" петербургским Камерным хором Николая Корнева). Тромбоны гневно возвещают наступление Судного дня, скорбное восхождение на Голгофу сопровождается рокотом больших барабанов.

Историческое время сжато до мгновенного озарения. Бесконечная нить Истории словно свертывается в плотный клубок "Страстей".

Губайдулина создала сочинение значительное, сильное и цельное. И в этом смысле не характерное для современного музыкального искусства, исполненного иронии и скепсиса.