"...и великолепный вид из окна"

(Фото: Павел Горшков)
Иван Чуйков. Галерея "Риджина". Москва
Иван Чуйков, 65-летний классик русского неофициального искусства, легендарный представитель "московского романтического концептуализма" (именно по предложению Чуйкова и имея в виду прежде всего его самого, философ Борис Гройс написал в 1979 году свой знаменитый текст, вводивший это странное понятие), номинант - впрочем, неудачливый - Госпремии, один из немногих подлинно современных художников, удостоившийся собственной экспозиции в Третьяковке, автор 25 персональных выставок по всему миру и участник более 70 групповых - так вот, Иван Чуйков осенью 2000 года устроил в галерее "Риджина" коммерческий развал из своих произведений. Выставленные по-магазинному - на полу вдоль стен - картины-объекты, старые и новые, входящие в бесконечную серию "Окна" (живопись на деревянных имитациях оконных рам с оргалитовыми непроницаемыми вставками вместо прозрачных стекол), которая была начата еще в конце 60-х и насчитывает сегодня, судя по нумерации экспонатов в "Риджине", по крайней мере 48 работ. Впрочем, более двадцати "окон" были сделаны за последние полгода специально для выставки и имеют принципиально "товарный" вид (парусник на фоне побережья с горами, вазы с цветами, осенний пейзаж, пальмы на фоне пирамид, "Черный квадрат" и т. д.).
Сюжет ясен уже из названия. "...и великолепный вид из окна" - характерная фраза торговцев недвижимостью. "Магазинчик авторских работ", "склад "видов из окна", "магазин предложений, где каждый найдет себе что-нибудь по вкусу" - так описывает выставку штатный критик "Риджины" Дмитрий Передний. Вспомним, что серия "Окна" изначально была серьезным (насколько может быть серьезным постмодернизм) проектом, подвергающим сомнению традиционный образ живописи как "окна в мир". Проектом о фиктивности всякого изображения и о материальности любой картины лишь как объекта на стене.
"Окна" - это столкновение изобразительной фикции с жесткой реальностью - рамой окна... В "Окнах" живопись представлена не как характерная иллюзия, а как грубая, антииллюзорная непрозрачная пленка. А приглашением войти в иллюзию, приглашением вглубь является сама рама окна", - так когда-то объяснял свой проект Чуйков. Значит, рама - материальный носитель искусства - всегда была для Чуйкова важнее живописи на ней - принципиально небрежной, разностильной, но мертворожденной во всех видах - от реализма до абстракции. Однако уравнять в правах выставку с магазином эксклюзивных оконных рам, где вместе с окном продается и вид из него, - не слишком ли?!
65-летний классик, занимающийся, по собственному признанию, "живописью в то время, когда она умерла", давно отказавшийся не только от индивидуальной манеры (Чуйков - тонкий имитатор чужих стилей), но и от самовыражения, теперь вообще выбросил вон всякую художественную самость. Он больше не художник, он столяр-ремесленник. Общественно полезный элемент. Теперь тот же род аскезы осталось проявить галеристу. Владелец "Риджины" Владимир Овчаренко должен вынести "окна" Чуйкова прямо на Тверскую (где расположена галерея) и продавать по цене обычных рам отечественного производства. Или еще дешевле.