Порошок счастья
Понять, как без какао наши предки умудрились создать великую европейскую цивилизацию, просто невозможно

(Фото: Павел Горшков)
Давно прошли те времена, когда граждане делали "Трюфели" дома на кухне. Продукты для них требовались дефицитные: сахар, масло, какао и т.п., но сами конфеты вообще достать было невозможно. Кстати, приблизительно в тот же период народ освоил прогрессивную технологию варки самогона из таких мирных продуктов, как кефир, горох и томатная паста. Сейчас все можно купить в магазине, так что даже скучно. Правда, Люба говорит, что конфеты стали не те, и на Ленинградке в районе фабрики "Большевичка" уже нет прежнего запаха ванили и шоколада - видно, экономят. Не примите это за старческое брюзжание, но во времена моего детства "Столичные" прямо-таки сочились коньяком, не то что нынешние. Правда, "Трюфели", суфле, "Красная шапочка", "Грильяж" остались прежними. Во всяком случае это настоящие конфеты, а не всякие там сникерсы, марсы или баунти. Как-то повел дочь в поликлинику на процедуру. Позавтракать не успел и, пока ждал ее на улице, купил с голодухи (ну и, конечно, реклама сыграла свою роль) по батончику "Марса" и "Сникерса" и тут же их смолотил. Через десять минут мне уже не хотелось жить. Тошнило, кружилась голова, дрожали руки. А молодые люди уплетают это "лакомство" за обе щеки, и никак оно им не вредит. Несчастные - не приучены к хорошему. И главное, искренне уверены, что эти батончики (покрытые толстым слоем якобы шоколада) куда вкуснее какого-нибудь нашего старорежимного "Грильяжа".
Во время войны шоколад в Россию попадал исключительно из Америки. Предназначался он для армии, в основном, для летного состава. Те, кому довелось попробовать этот продукт, вспоминают, что был он совсем горький.
Однажды к нам в дом попал шоколадный король из Европы с супругой. Кажется, отец должен был писать его портрет. Он, естественно, угостил нас своим шоколадом. Реакция у всех была одинаковой: "Какой горький!". Король на это не без ехидства заметил: "Конечно, он же настоящий". Видимо, наш, тогда еще советский, он к этой категории не относил.
С некоторых пор мы с Любой стали варить по утрам какао. Не какой-то там экзотический кола-као, который употребляют анимационные персонажи, живущие в прямоугольном ящике с голубым экраном, а наш - в знакомой с детства картонной коробочке. Если следовать инструкции и заваривать его чистым молоком, получается уж очень жирно, лучше пополам с водой. Мама считает, что самое вкусное какао получается, если натереть на терке шоколад и заварить его кипящим молоком, без всякой воды.
Представьте себе раннее январское утро, за окном еще темно и очень холодно. Нужно вставать и идти трудиться. Выпрыгиваете из теплой постели и мчитесь на кухню. Терзаете терку, кипятите молоко, все это на поднос и назад в койку. Подушку подкладываете повыше, поднос ставите поверх одеяла и с наслаждением потягиваете горячий шоколад, как заправская голливудская звезда.
С чашкой хорошего какао очень неплохо сочетается кусок шоколадного пирога. Только не утром, слишком много калорий. Этот пирог или скорее торт под названием "Куча" делается так.
Ингредиенты для коржей: 2 яйца, 3/4 стакана сахарного песка, 200 г сметаны, 2 чайные ложки соды, полтора стакана муки. Соду погасить уксусом или лимонной кислотой, все перемешать до получения однородной массы. Одну ее треть выложить на сковороду и испечь корж. В оставшуюся массу добавляем столовую ложку какао и печем второй корж, шоколадный, большего размера.
Смешиваем, но не взбиваем миксером 600 г сметаны с 3/4 стакана сахарного песка.
Белый корж пропитываем алкогольным сиропом. Четверть стакана коньяка или водки, можно вина, плюс столовая ложка сахарного песка. Иногда, увлекшись, я вливаю целых полстакана коньяка и - уверяю вас - качество конечного продукта от этого только улучшается.
На белый корж кладем крем из сметаны. Его много, поэтому мажем щедро. Черный корж надо остудить и порезать на небольшие квадраты. Если ошибетесь и получатся прямоугольники - не беда. Эти геометрические фигуры шоколадного цвета следует каждую обмакнуть в сметанный крем и выложить - как получится, хоть кучкой - на белый корж. Соответственно, сковорода или форма должна иметь высокий бортик.
Затем смешиваем 3 столовые ложки какао с 3 столовыми ложками сахара и 4 столовыми ложками молока, ставим на огонь и размешиваем, не доводя до кипения. Туда добавляем 100 г сливочного масла. Полученную массу выливаем на сооружение из коржей и, дав ему остыть, ставим в холодильник, лучше на ночь.
Утром открываете дверку и видите свой продрогший шедевр, который только и мечтает, как бы побыстрее попасть на стол.
Хорошо такой торт приготовить ко дню рождения ребенка. Недавно дочь Маша задула на нем шестнадцать свечек и теперь может считаться вполне взрослой особой.
С некоторыми трудностями мы столкнулись, когда решили порадовать шоколадным тортом нашего старого товарища, которому стукнуло 54. Все заранее испекли, охладили и натыкали свечки. На место прибыли благополучно, поднялись на шестой этаж и тут решили, что эффектнее будет, если мы зажжем свечки на лестнице. Расположились на подоконнике у лифта и принялись щелкать зажигалкой. Дело двигалось медленно по причине сквозняка, который задувал то свечки, то зажигалку. Вдобавок Люба запалила те, что торчали с краю. После чего путь к свечкам, воткнутым в середину, оказался отрезан, и их я зажигал уже обугленной рукой. Ровно к этому моменту первая свеча стала догорать и тонуть в расплавленном креме. Но все равно наше появление было весьма эффектным, и именинник успел задуть все 54 огарка. Воск потом благополучно выковыряли и пирог съели. Все восхищались. Я же попробовать не успел - зализывал обожженную руку.
Даже Люба, равнодушная к сладкому, порой нисходит до шоколадного торта. Правда, предпочитает его в исполнении моей сестры Лены, которая давно точит на меня зубы за то, что я обнародовал почти все рецепты из ее заветной тетрадки. Но кое-что еще осталось...