Новогодние выставки
Москва

(Фото: Павел Горшков)
Об умении жить со вкусом и превращать в праздник любые "мелочи жизни" - четыре московские выставки, открывшиеся перед Новым годом.
В Историческом музее учат гонять чаи и играть в куклы. Выставка "Традиции русского чаепития" - своеобразный визит к героям Грибоедова и Островского. В первой витрине - стол трактирный: грубый фарфор, белая скатерть, пузатый самовар. Во второй - дворянский, сервированный в стиле ампир, с самоваром в виде античной вазы. В последней - купеческий. Амбиции третьего сословия отражены в вычурном и неуклюжем интерьере в стиле "третье рококо". Рядом с большим купеческим чайным столом - маленький детский. Рядом с маленьким детским - крошечный для игрушечных зверей.
Разговор о куклах и других атрибутах "детской цивилизации" продолжается в соседних залах ГИМа, где открылась выставка "Детство в царском доме". Самый интересный экспонат - конь-качалка, подаренный Екатериной II будущему императору Павлу I.
Выставка "История табачной этикетки в России" в Музее упаковки при Политехническом музее - совсем не для детей. Минздрав предупреждает, сами понимаете. Из текста под фабричной маркой папиросных гильз узнаешь, что они "выделываются без прикосновения рук рабочих на машинах новейшего французского типа, приводимых в движение электромоторами, устраняющими загрязнение товара". Папиросные коробки конца XIX - начала XX века были украшены женщинами-вамп и имели соответствующие названия: "Гаремскiя", "Босоножка", "Эсмеральда", "Марго", "Персикъ" и - самое трогательное - "Russalka". После того как рабочие все же взяли табачное дело в свои руки, качество папирос резко упало, а на смену "босоножкам" и "эсмеральдам" пришли "Стахановцы", "Красноармейские", "Делегатские" и "Друг". Кто мог позволить себе красивую жизнь, курил "Юбилейные" и "Герцеговину Флор". В отдельном стенде выставлена подаренная Сталину машина для резки табака и сувенирные коробки сигарет с репинскими "Запорожцами" на крышке.
Людям с богатой фантазией приготовил новогодний подарок журнал "Мезонин". В Музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка "Стулья для "Мезонина". Дизайнерам, модельерам, художникам, флористам и даже режиссеру Мирзоеву выдали по стулу от IKEA. Программа: "Делай с ним, что хочешь". Модельер Андрей Бартенев, например, наклеил на деревянный остов "реинкарнации" порезанных им журналов. Владимир Мирзоев налепил на ножки стула пластмассовых пупсов, а на сиденье положил булку с выглядывающим из нее бюстом Гоголя: "Стул - это гора моего детства. Гоголь - это Луна нашей прозы. Хлеб - это пейзаж после битвы". Самая "рождественская" композиция получилась у кукольщиков-вертепщиков Сергея Тараканова и Розы Гиматдиновой. Выданный им стул они подожгли, а его обугленные останки водрузили на деревянную телегу вместе с кукольным Святым семейством. Авторская идея такова: "Мир - театр. Страсти сумасшедшие. Подмостки сгорели. Но всегда и в пустыне есть дорога".