Музей войсковых фигур

(Фото: АР)
Хотя пересмотра итогов приватизации, которого многие боялись, в России не произошло, борьба за контроль над основными финансовыми потоками со стороны государства и "окологосударственных" предпринимателей ведется с использованием всех сил и средств - от мирной смены топ-менеджмента и реорганизации госпредприятий до вооруженных захватов и откровенного шантажа со стороны силовых структур.
С началом года продолжилась борьба за возврат в госсобственность имущества Ломоносовского фарфорового завода (Санкт-Петербург), сначала арендованного и приватизированного трудовым коллективом, а затем выкупленного американскими инвесторами. Почти тогда же путем вооруженного захвата сменилась власть на Качканарском горно-обогатительном комбинате (Свердловская область), который делили между собой две группы акционеров. Но что говорить о провинции, если даже в Москве, чуть ли не в самом центре, периодически ведутся позиционные бои на крупнейшем в стране ликеро-водочном заводе "Кристалл" (на фото вверху), где за год сменилось несколько директоров. Власть реагирует на происходящее вяло. Стоит ли удивляться, что после череды покупок и продаж Роману Абрамовичу за последний год удалось сосредоточить в своих руках практически всю отечественную алюминиевую промышленность. А реструктуризация естественных монополий может привести к тому, что привлекательные активы достанутся кому-то по бросовым ценам.
Однако невозможно скупить контрольные пакеты акций всех привлекательных предприятий и расставить на все ключевые посты "надежных" людей. Поэтому так велика роль, которая отводится "диктатуре закона". В российских условиях Фемида трансформировалась в крепко сбитого молодца, сменила меч на автомат, сняла с глаз повязку и скрыла лицо под маской, оставив прорези для глаз. То и дело "ряженые" появляются в офисах крупных и не очень крупных компаний. Они деловито упаковывают папки с документами в картонные коробки, отсоединяют от мониторов системные блоки компьютеров, зачастую надолго парализуя работу компании и нанося чувствительный удар по ее репутации.
Битва за экономическую власть только началась, и основные бои еще впереди. Кто бы ни вышел в них победителем, пока переход собственности из рук в руки осуществляется путем скандалов, ждать значительного притока западных инвестиций по меньшей мере наивно.