Скандал вокруг "Волжского завода буровой техники"
Дата публикации: 20 Апреля 2001
Волгоградский завод буровой техники является одним из крупнейших в России производителей оборудования для нефтедобывающей промышленности. В последние годы за контроль над подобными предприятиями идет ожесточенная борьба. Ведь спрос на буровое оборудование, трубы и прочие комплектующие со стороны газовиков и нефтяников остается очень большим. Особенно внутренний спрос. Несмотря на то, что импортное оборудование часто оказывается намного лучше отечественного, расходы по растаможке, доставке, складированию и т.д. "съедают" все выгоды от качества.
Наметившийся подъем в нефтяной промышленности в связи с повышением цен на нефть, вызвал бум заказов на предприятиях по производству техники для нефтедобычи. В сложившихся условиях для нефтяных генералов стало выгодно покупать подобного рода заводы, однако чуть раньше выгодность таких вложений осознали владельцы металлургических предприятий. Мне не хотелось бы в данной главе не столько разбирать суть имущественных претензий, и отношений между собственниками таких гигантов как Северский Трубный или обозначенный выше Волжский завод буровой техники (что должно стать частью специального исследования) сколько уделить внимание фактам, находящимся на стыке политики и экономики.
17 апреля 2001 года были задержаны, а потом допрошены в одном из столичных отделений милиции Ян Горелов и Сергей Царев. Затем их этапировали в город-герой Волгоград. Их задержали в рамках расследования уголовного дела об использовании поддельной печати ОАО "Волгоградский трубный завод".
Если бы речь шла просто о мошенничестве, правоохранительные органы можно было бы понять. И "бедных" студентов (а Царев и Горелов являются таки студентами). Но не все так просто.
Речь шла о студентах довольно престижного ВУЗа - Высшей Школы Экономики. И их задержание не могло пройти незамеченным и встретило решительный отпор ряда представителей профессорско-преподавательского состава ВШЭ и видных российских предпринимателей. Арестованные студенты являлись сотрудниками группы компаний "МИНФИН", которая является владельцем 40 процентного пакета акций завода. Не исключено, что за этой фирмой стояла и более крупная структура, а именно "Сургутнефтегаз". Именно с этим холдингом, по сообщениям РБК, представители "МИНФИНА" планировали объединить ВЗБТ. Но основные акционеры между собой не договорились.
Собственно конфликт начался еще летом прошлого года. Группа компаний "МИНФИН" приобрела 40 проц акций ОАО "Волгоградский завод буровой техники" /ВЗБТ/ - второго по величине российского производителя буровой техники. По заявлению представителей "МИНФИНА" на состоявшемся 21 января внеочередном собрании акционеров ОАО "ВЗБТ" Горелов был избран генеральным директором, а Царев вошел в состав совета директоров. В соответствии с протоколом собрания нового совета директоров была изготовлена новая печать ОАО "ВЗБТ".
При этом представители Волгоградской финансовой группы "НОКСС" - акционера Волгоградского завода буровой техники, судя по информации агентства РИА-новости, объявили, что дадут отпор чужакам и на завод их не допустят. В Волгограде было заведено уголовное дело по факту "использования поддельной печати", на основании чего и были задержаны студенты.
Вывод очевиден. В очередной раз часть акционеров предпочла решать внутренние споры не в рамках предусмотренных законом процедур - в суде и арбитраже, а с привлечением "административного ресурса". Как мы уже видели на примере Качканарского ГОКа, возбуждение уголовных дел против отдельных акционеров, становится важным инструментом недобросовестной конкуренции. В любом случае Генеральная прокуратура обязана особо контролировать каждый случай применения санкций в отношении предпринимателей, дабы возбуждение высосанных из воздуха уголовных дел решительно пресекалось. Вплоть до возбуждения уголовных дел в отношении недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Ведь в каждом таком случае на кону не только миллионные суммы акционерного капитала. На кону - репутация России как правового государства и надежного места для привлечения инвестиций.