Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Мирослав Немиров. Все о Поэзии 47

Все о Поэзии 47
Мирослав Немиров

Дата публикации: 19 Июня 2001

"Бесы"

Прославленный роман Ф.М. Достоевского - 1871. Как раз вот совсем недавно я его перечитал, так что пишу по свежим впечатлениям.

Впечатления таковы.

1. Чрезвычайно увлекательное чтиво, не оторвешься.

2. Образы персонажей - действительно, чрезвычайно жизненны и правдивы, причем чем далее, тем их становится все больше, таких, какими они описаны - Петрушами Верховенскими, Ставрогиными нынче просто кишмя кишит; ближайший и широко известный - М. Вербицкий; подробнее об этом см. и у меня в Гостевой с 7 по 9 марта и у него на ЛЕНИНе, чтобы не повторяться; ну и т.д.

Да только в чем там движущая пружина интриги, на чем Петруша Верховенский всех этих Лямшиных и Лебядкиных подловил и под свою дудку плясать заставил? С чего все началось? Да с того, что эти будущие бесы - Шигалев, Лямшин, кто там еще? Собирались на квартире у одного из них потрендеть. Вопросы жизни обсудить. Тут их Петруша и за жопу: а вы знаете, что за это - в Сибирь? Ну, а раз так, будете делать, что я скажу, а не то - - -!

Мораль: не было бы за это - потрендеть у себя дома! - в Сибирь, не было бы и всего остального.

***

Достоевский вывел всех своих бесов из западного либерализма - вот оно, мол откуда. Меж тем не далее как через три года вылез совершенно натуральный Ставрогин, только противоположного цвета - К. Леонтьев. Как Ставрогин (в первую очередь - от скуки!) в Иван-Царевичи к революционерам подался, так Леонтьев - и тоже в первую очередь в ужасе перед грозящей скукой, о чем все его сочинения и написаны - подался в революционеры еще хлещего вида: в консервативные революционеры!

Ну, а там и Ницше, а там и Серебряный Век, весь сплошь из именно таких "консервативных революционеров", а там и - - -

Ну и теперь - Дугин, Вербицкий, Осмоловский, на что угодно готовые, лишь бы томящую их томительную скуку рассеять.

Вот так.

Вывод: описал Ф. М. Достоевский бесов и бесовщину правильно и описание это является актуальным по сей день, но генезис ее установил ошибочный. Не в либерализме дело, и не в западе, а - в том, что они именно - бесы. В буквальном смысле слова: люди, порабощенные Отцом своим Диаволом и исполняющие похоти его. А их идеологическая при этом раскраска - это только вопрос моды и личных вкусов.

***

Утверждается также, будто бы Достоевский в шигалевщине предсказал ужасы коммунизма.

Есть у меня подозрение, что эти предостережения были в ту пору - среди разумных людей, конечно - довольно-таки расхожим местом. Так, например, К. Леонтьев упоминает "либерала Спенсера, в наши дни печатающего против социализма свою книгу "Грядущее рабство" ", где " предсказывает , что социализм может быть осуществим только в виде рабского подчинения общинам и государству". ("Плоды национальных движений на Православном Востоке"; цит. по Леонтьев К.Н., Цветущая сложность: Избр. Статьи; М., Мол. Гвардия, 1992, с. 245; курсивы леонтьевские.)

Бжезинський, Збигнев

Василий Иванович Овчинников имелся в Тюменском Государственном университете в 1980-х годах, он был завкафедрой научного коммунизма  была такая дисциплина, была такая кафедра. Студентам пятых курсов филологического факультета этот научный коммунизм он и читал. Читал его он так.

- А вот еще есть у них, товарищи, такой Бжезиньский, - сообщал Василий Иванович. - Ну это, товарищи, гад! Ой, гад! - хватался за голову в ужасе Василий Иванович.

Заканчивал он лекцию всегда басней собственного сочинения, посвященной актуальным вопросам международного положения. А следующую лекцию посвящал разбору предыдущей басне и разъяснению, кто в ней кого обозначает: стервятник - американский империализм, шакал - недобитый германский реваншизм, заяц во хмелю - китайский маоистский ревизионизм.

Теперь, спустя 15 лет мы видим: насчет Бжезиньского Василий Иванович был совершенно прав - действительно, гад.

См. об этом сообщение Русофобия.

Я там, в общем, пытаюсь осмеять тех, кто причину всех бед нашей отчизны видит в злонамеренной деятельности русофобов; и я действительно полагаю, что не в русофобах дело; но что русофобы и русофобия действительно есть, что действительно есть люди, которые хотят нам, русским, зла только за то, что мы русские, это тоже правда. Вот Бжезиньский - типичный образец.

Бидструп, Херлуф