Виктор Захарченко. Yes, you ke!
Виктор Захарченко
Дата публикации: 12 Ноября 2001
К ения обрела свой интернет в начале 90-х. Как и во многих других африканских странах, проесс инициировали студенты, вернувшиеся с обучения из США и других развитых стран.
Кения к тому моменту уже обладала некоей инфраструктурой и опытом построения сетей. На протяжении 80-х IDRC выделялись деньги на финансирование восточно-африканской сети. А в 1989-90 USAID субсидировало построение сети ERD-LAN в Министерстве Финансов. Помимо работ, финансируемых зарубежными организациями, кенийцы делали и первые самостоятельные шаги совместно с соседями - в 1990 году была образована сеть медицинских учреждений Уганды, Танзании, Замбии, Зимбабве и Кении.
Уже в 1992 персоналу Института Компьютерных Исследований была доступной услуга электронной почты. А в октябре 1995 года благодаря усилиям Африканского Регионального Компьютерного Центра ( ARCC ) появилась возможность пользоваться и всеми остальными сервисами сети. К концу 1995 было зарегистрировано около 100 подписчиков в столице Кении Найроби. В 1996 их было уже три тысячи. На первом этапе, даже с появлением доступа к ресурсам веба, большинство подписчиков воспринимали интернет лишь как способ отправки электронных писем.
Первый коммерческий кенийский провайдер появился в 1995. Произошедший с тех пор скачок роста числа пользователей многие склонны объяснять появлением двух коммерческих провайдеров - Africa On Line и Form-Net . Появление второго особенно способствовало обострению конкуренции на рынке интернет-услуг и, соответственно, снижению цен. Все провайдеры в то время арендовали аналоговые или цифровые линии связи между Кенией и США.
Сперва новшество было воспринято с недоверием. Гражданам Кении регулярно навязывался образ интернета как оазиса порнографии, терроризма и правового беспредела. Но, как ни странно, именно журналисты первыми открыли для кенийцев широкие возможности интернета, используя его для оперативного получения информации.
На начало 1997 число пользователей уже составляло 10 000. В том же году интернет появляется в Государственном Университете Найроби. Точно отследить дальнейшую динамику аудитории интернет-пользователей в Кении невозможно по причине совместного пользования паролями и отсутствия статистики об интернет-кафе. И все же, именно 1997 считают годом настоящего расцвета кенийского сетевого сегмента (пока только в плане числа пользователей) - на конец года по разным предположениям максимальная аудитория интернет-пользователей составляла от 30 до 50 тысяч кенийцев.
Но даже при таком количественном прогрессе приоритеты кенийцев в интернете мало изменились. До сих пор электронная почта так и остается самым популярным сервисом интернета в Кении, вытесняя факсы и телефонное общение между коммерческими партнерами. В то же время только некоторые компании формируют специальные отделы для поддержания представительства в Сети - большинство ограничивается одним сотрудником, отвечающим за веб-проект.
Но даже этого нет в регионах, удаленных от столицы. Провайдеры еще мало пробрались вглубь страны, что объясняет слабое использование интернет-технологий в компаниях сельскохозяйственной отрасли.
Среди провайдеров особняком стоит ISPKenya, созданный усилиями Брайана Лонгви. Еще в далеком 1996 году он поднимал вопрос о модернизации точки обмена трафиком в Кении. Не получив поддержки со стороны государственного провайдера Kenya Telkom, он обратился с подобной инициативой к другим провайдерам страны.
Сегодня ISPKenya, созданный лишь два года назад, уже находится в пятерке ведущих поставщиков интернет-услуг в Кении, концентрируя свое внимание на dial-up пользователях (их в стране 35000). "Наборные" подписчики являются основной составляющей группой среди общего числа кенийских юзеров. И это несмотря на то, что стоимость телефонных услуг в Кении все еще остается непомерно дорогой. Решение этого вопроса стоит в ряду первоочередных задач, которые должны быть решены правительством. Сам министр связи Мусалия Мудавади объявил о том, что власти собираются пересмотреть свою политику в сфере информационных технологий, но пока дело дальше разговоров не идет.
Реформы должны не только затронуть формирование цен на телефонные услуги, но и способствовать приватизации государственного Telkom Kenya. Уже подписано соглашение с зимбабвийским оператором мобильной связи Econet, по которому последний становится обладателем 49% кенийского телекоммуникационного спрута. Существовал и другой претендент (египетский Orascom), переговоры с которым провалились.
Соседи кенийцев не только выкупают местные компании, но и выходят на рынок интернет-услуг с собственными решениями. Так, южноафриканский UUNET (обладающий наибольшим трафиком в Африке) обозначил свое присутствие на кенийском рынке. Неудивительно, что и в Кении компания уже обеспечивает 50% общего трафика . Но никакое участие зарубежных компаний не в состоянии развить местный сетевой сегмент, если не будет такой же активности и внутри страны. С ростом числа пользователей Кенийская Почтово-Телекоммуникацонная Корпорация (KPTC) инициировала создание двух проектов, нацеленных на улучшение качества услуг:
- Jambonet. Стоимость доступа для вторичных провайдеров благодаря Jambonet стала в 4 раза меньше. Его поломка в прошлом году привела к тому, что 30000 подписчиков остались без интернета на 2 дня . Тоже результат.
- EAFIX (запущен в Декабре 1998). Международная ширина полосы частот, доступная в EAFIX, открыла 3 новых качественных маршрута для провайдеров.
Открытие такого качественно нового пути соединения требовало урегулирования отношений на рынке интернет-услуг. В июле 1999 была сформирована Государственная Комиссия по Телекоммуникациям (CCK), призванная контролировать сектор. Все провайдеры с тех пор обязаны лицензироваться в CCK. Одновременно с тем Telkom Kenya получил монопольное право на предоставление интернет-услуг. Знакомая история - сегодня число лицензированных интернет-провайдеров составляет 31 (еще 20 томятся в ожидании лицензии).
Услугами этих компаний пользуются около 50000 подписчиков. Основными пользователями интернет-услуг в Кении являются межнациональные корпорации, международные организации и негосударственные компании в самой стране. Общими усилиями они дают более чем 50% всех подписчиков. Государственные и образовательные учреждения представлены менее чем 5% всех пользователей, что объясняют относительной дороговизной услуг. Не так много пользователей дают и кибер-кафе. На сегодня их в Кении около 100, но заметен постоянный их рост, - они появились даже в глубинке.
Кенийский веб развит относительно неплохо. А начинать знакомство с ним можно, к примеру, с его политсоставляющей . В зависимости от политических пристрастий, можете начать с сайта президента страны , представляющего идеи правящей партии Кану, или же с сайта оппозиционеров из Демократической партии (кстати, намного более качественно сделанного).
Из остальных категорий проектов нужно выделить СМИ Кении , представленные в интернете. В сети обосновались все ведущие издания страны, уделяющие сетевым проектам немало внимания: Coastweek , The Daily Nation , The East African Standard , Kenya Times , The EastAfrican , Expression Today , Foreign Affairs Bulletin , Kenya Daily , The Karengata Chronicle , The Analyst . Но в популярности все они уступают проекту , поддерживаемому национальным радио. Именно с его помощью большинство кенийских пользователей узнают последние новости.
Электронная коммерция в кенийском вебе пока числится в подающих надежды. Первым шагом здесь стал проект Wananchi.com . С его помощью одноименный провайдер продает пользователям интернет-доступ. Проект нацелен, в первую очередь, на бедных граждан, поскольку цены здесь ниже обычных. За 10 000 кенийских шиллингов в месяц (чуть более $150) Wananchi.com предлагает неограниченный доступ.
Проект особенно перспективен в свете растущего числа интернет-кафе. Некоторый спектр оплачиваемых услуг предлагает и самый популярный кенийский портал AfricaOnline . Он, кстати, считается одним из наиболее посещаемых проектов на всем африканском Востоке.
Однако многие компании все еще не верят, что доткомы могут приносить реальную прибыль. Для ознакомления скептиков с возможностями интернета в стране часто проводятся различные семинары и конференции на тему е-торговли. Даже открылись специальные курсы , знакомящие директоров компаний с перспективами электронной коммерции в Кении.
Кенийский интернет находится еще на начальной стадии формирования. Благодаря усилиям местных энтузиастов ломаются стереотипы восприятия Африки как региона "не для интернета". Еще совсем недавно три учившихся в Бостоне кенийских студента задумали создать компанию-провайдер у себя на родине. Было у них три компьютера и одна комнатушка. Теперь "Африка Онлайн" владеет двумя сотнями интернет-кафе. К ее услугам прибегают значительная часть кенийских подписчиков, десятки тысяч пользователей в семи других африканских странах. Стоимость компании оценивается более чем в 50 миллионов долларов, она стала самой значительной в Африке южнее Сахары, не считая ЮАР.
Если кенийцам удастся консолидировать усилия по развитию местной Сети, то прогнозы о хорошем будущем кенийского интернета вполне могут оправдаться. Главное здесь - найти понимание руководства страны. В Кении официальные обещания произносятся с высоких трибун не первый год, а ситуация мало изменилась . Государственная "Телком" продолжает в одиночку обслуживать всех провайдеров, регулярно оставляя их клиентов без связи.
К сказанному следует, конечно, добавить, что в стране сейчас существуют области, где нет электричества и водопровода, не то что телефонных линий и компьютеров. Значительная часть населения Кении не умеет читать.