Павел Федосов. Бегущий человек
Павел Федосов
Дата публикации: 16 Ноября 2001
В конце 80-х в США вышла экранизация романа Стивена Кинга "Бегущий человек" ("The Running Man"). Антиутопия о некоем популярнейшем телешоу 2019 года, главная интрига которого - борьба за выживание реального человека, убегающего от опасности. Впрочем, речь не о фильме, речь о беженцах, а вернее, о том, кто они для зрителей, стоящих по обе стороны беговой дорожки?
Чужие
Когда твоя страна полна иммигрантов,
Когда твой народ страдает от них,
Возьми свои ружья, стреляй в оккупантов,
Спаси же культуру предков своих...
Из творчества отечественных скинхедов
В больших городах появляются те, кого не ждали. С детьми, тюками, болезнями, мятыми паспортами или вовсе без паспортов. Их появление в вагонах метро - сигнал опасности: это чужие.
Чужой входит без приглашения, нарушая границы - государственные, муниципальные, личностные. Проникновение Чужого - всегда агрессия, всегда - захватническая война. Чужой - враг.
В их голосе обретает звучание сокровенная и пугающая подноготная происходящего. Будто прорывающийся сквозь толщу тщательно выстроенных защит голос бессознательного - голос Чужого, всякий раз вытесняемый сознанием.
Другие
Трудящиеся-мигранты и члены их семей
имеют право на свободу мысли, совести и религии.
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся мигрантов и членов их семей
Другой - это "не-я". Он иначе устроен, но в нем нет тайны или скрытой опасности. Он стоит в определенном ряду: "один, другой, третий". Взаимоотношения с ним поэтому безопасны. Они не просто экологичны, они дистиллированы - нормализованы правом, тем самым застрахованы от личного. Другого можно беспрепятственно структурировать и классифицировать: "вынужденный переселенец", "беженец" , " никто ". И обозначившаяся было нестабильность затихает под тяжестью Буквы Закона, дела рассматриваются в порядке общей очереди.
Другой описан в Законе на том же языке, что и "не-Другие", и "многие Другие" - так появляется возможность их сравнивать и уверенность в том, что надо бороться за права обойденных. Тем самым утверждается их выделенность, "другость", общие гражданские права замещаются этническими , общественный мир оказывается сегментированным на малые монокультуры.
Иные
Страннолюбия не забывайте,
ибо через него некоторые, не зная,
оказали гостеприимство Ангелам
Евр.13.2.
Люди-странники - вестники Иного. Они - знак катастрофы. Они современность, заглядывающая в лицо, взывающая к совести и милосердию. Они делают каждого в вагоне метро причастным полыхающей где-то бесчеловечности, войне, которую никто в отдельности не начинал, вызывают смутное чувство вины. Из преданий помним: Бог приходит в образе странника, испытывая людскую праведность, напоминая об иной жизни и иных ценностях. Так и они обращаются к "людям добрым" в надежде на сострадание.
Они дают человеку возможность стать свидетелем голого неприкрытого существования: старик ест хлеб, женщина кормит грудью ребенка... Соседство с ними - это возможность вспомнить и осознать.