Путин изменил европейскую стратегию "Газпрома", пообещал рост цен на газ и инвентаризацию монополии. Литва не хочет отдать "Газпрому" газотранспортную компанию, а от СИБУРа ждут дефолта

В Новом Уренгое Владимир Путин сумел совместить приятное для бывшего главы "Газпрома" с полезным для его преемника, - так прокомментировали "Ведомости" результаты "газпромовского" визита президента на только что открытое месторождение "Заполярное". Рему Вяхиреву президент дал орден, а Алексею Миллеру объяснил, как бороться с наследием Вяхирева. Главное - следить, чтобы ничего не украли. Украсть могут либо в России (активы), либо в Европе (деньги - если продавать газ по заниженным ценам).
Еще в аэропорту Путин отметил, что либерализация рынка газа в Европе потребует от России "изменения форм государственного регулирования газовой индустрии, внедрения новых принципов ценообразования". Это уже претендует на сенсацию: до сих пор Россия относилась к либерализации газовой отрасли в Европе не как к принятому решению, открывающему для компании новые возможности, а как к враждебному шагу, которому надо противодействовать и от которого поставщикам один только вред. Вскоре президент косвенно дал понять, с чем была связана такая позиция, подняв тему трехкратной разницы между отпускными экспортными ценами "Газпрома" и ценами, по которым его газ продается в Европе. "Почему "Газпром" отдает так дешево и где эта разница, сопоставимая с объемом доходов российского бюджета?" Очевидно, разница - у посредников, с которыми "Газпром" заключил долгосрочные контракты (прежнее руководство концерна утверждало, что либерализация газового рынка ЕС вредна поставщикам газа именно потому, что разрушает систему долгосрочных контрактов).
Второй темой поездки стал контроль за активами. Как отметил президент, "внушительные запасы газа заставили многих забыть о рачительности и эффективности" и в результате газовая отрасль "может превратиться в один из тормозов экономического роста". Путин пригрозил "Газпрому" детальной инвентаризацией, оценкой использования имеющихся ресурсов и последующим избавлением от неэффективных и непрофильных активов, пишет "Время новостей". СИБУР к таковым явно не относится: "Надо внимательнее подходить к вопросам собственности, а то разинете рот - и у вас не будет не только СИБУРа". Что касается цен, то они, отметил президент, "не должны носить социальный характер". В ответ Алексей Миллер и Игорь Юсуфов рекомендовали повысить тариф в 2002 на 30%. Это на 2/3 больше, чем первоначально предлагало Минэкономразвития. Теперь МЭРТу и ФЭК, как мы и предполагали, придется заново пересчитать прогноз инфляции и целевые параметры повышения тарифов.
Президент рекомендовал "Газпрому" увеличивать добычу и развивать газотранспортную систему, особенно в Чехии и Польше, - только так можно выйти на конечных потребителей в Европе и преодолеть зависимость от оказавшихся сомнительными контрактов с европейскими газотранспортными компаниями. Итак, европейская стратегия "Газпрома" наконец-то меняется: либерализация признана, и "Газпром" начинает думать о возможных выгодах. Однако наверстать потерянное время будет уже непросто. В Европе "Газпром" не то чтобы очень ждут. Как раз вчера, сообщают "Ведомости", литовское правительство объявило условия первого этапа приватизации газовой компании Lietuvos Dujos. "Газпром" в тендере на 34% акций участвовать просто не сможет - допускаются к нему, по странной формулировке, только компании "из стран НАТО, ЕС, ОЭСР". Второй 34%-ный пакет открыт для покупки россиянами, но пока не известно, будет ли "Газпром" вообще участвовать в конкурсе при таком раскладе. Доводы ЕС и Мирового банка оказались для Бразаускаса убедительнее доводов восточного соседа (за несколько недель до принятия решения литовский премьер провел неофициальные переговоры с Касьяновым).
Пока "Газпром" готовится к еще одному внеочередному совету директоров, на рынке растут сомнения в платежеспособности СИБУРа, которому 3 декабря предстоит погашать купон по облигациям (2 млрд). Мнения опрошенных "Ведомостями" аналитиков расходятся: одни полагают, что "Газпром" не допустит дефолта СИБУРа, хотя источник средств пока не известен (по-видимому, банковский кредит). Однако "Газпром" не окажется от "дочки": банкротство будет означать потерю активов. Другие, напротив, считают дефолт предрешенным - 200% доходности говорят сами за себя. К тому же долги СИБУРа в этом году и так выросли почти вдвое, до $900 млн. Еще одним источником денег может стать продажа части активов "Сибура". Так, группа "Альянс" предложила СИБУРу выкупить у него обратно Томский нефтехимкомбинат, который холдинг приобрел в 2000 году, когда ТНХК стал банкротом. Предложение для СИБУРа не слишком выгодное, но вариантов не так уж много. Банковские кредиты даже под гарантии "Газпрома" СИБУР сейчас, вероятно, сможет получить только по ставкам выше рыночных.