Вадим Шамсулин. Папа следит за тем, как его сын занимается сексом
Обзор теленедели
Вадим Шамсулин
Дата публикации: 5 Декабря 2001
Ф амилия режиссера шоу "За стеклом", как бы ни пытались сделать из нее тайну, была известна еще до того, как проект стартовал. Некоторые газеты называли имя Григория Любомирова и даже публиковали интервью с ним. Так что фокус с его анонимностью предназначался только для людей, которые газет не читают. Таких, помнится, еще Остап Ибрагимович призывал убивать морально.
Григорию Любомирову, режиссеру программы "Куклы", по-видимому, надоело быть Карабасом-Барабасом из кукольного театра. Его настоящее призвание, как он его чувствует, - дергать за ниточки живых людей, благо, желающих оказаться подвешенными к пальцам кукловода оказалось предостаточно. По всей видимости, стремление поиграть в живые куклы оказалось решающим мотивом для появления проекта "За стеклом", во всяком случае, среди мотивов творческих. Накануне премьеры режиссер сказал в одном из интервью, что давно мечтал осуществить в России проект, связанный с подглядыванием за людьми, и обязательно осуществит. Это звучало как клятва на Воробьевых горах.
Многое говорит за то, что руководство канала не ожидало такого эффекта от проекта "За стеклом". Евгений Киселев решает на ТВ-6 несколько иные задачи, нежели наблюдение за жизнью подростков, хотя подразнить НТВ растущим рейтингом, ему, безусловно, приятно. Остальное за него додумали газетчики: кто-то даже окрестил "застеколье" моделью будущей России - якобы, недаром "нехорошая квартира" помещалась в гостинице с таким названием, к тому же рядом с Кремлем. В гостинице, где, к слову, все уже, кажется, каналы имеют - за стеклом же (с видом на Кремль)! - студии, куда зовут политиков и комментаторов. Но ниже будут приведены некоторые факты, демонстрирующие, что большая часть страны осталась глуха к рефлексиям Дэна. А отношение Киселева к проекту "За стеклом" иллюстрирует байка, имеющая сейчас хождение в Москве. Якобы, когда Евгению Алексеевичу доложили, что ушел Саша, тот воскликнул: "Волошин?"
Впрочем, приемы, в совершенстве отработанные командой Киселева, нашли применение и в столь казалось бы аполитичном проекте. В уже упомянутом интервью с Григорием Любомировым тот прямо указывал, что многое будет определять голосование зрителей, но окончательное решение по всем вопросам останется за ним.
Правила игры, в которую ТВ-6 играло со зрителем, несколько раз менялись. Зритель, однако, "хавал" все. Определенные сомнения по поводу справедливости первого голосования, когда явного аутсайдера Дэна неожиданно опередила Ольга, и подозрительную историю с покупкой голосов Жанны и Анатолия через Интернет, и незапланированное возвращение Ольги, - все это легко было объяснить незнанием все время обновлявшихся правил.
В Интернете шли бурные дискуссии о том, что самому скандальному участнику проекта по имени Дэн явно подсуживают. Но на это еще можно было закрыть глаза: для драматургии необходим конфликт, а Дэн, очень похожий на Баттхеда, способен обеспечить конфликт на пустом месте. Но при последнем голосовании, определившем победителя, произошла совсем уж загадочная история.
В Интернете в ночь после окончания грандиозного шоу шли любопытные споры. В сетевых СМИ высказывались подозрения, что результаты шоу "За стеклом" сфальсифицированы. Многие отметили резкое изменение соотношения голосов в пользу Дэна, произошедшее за считанные минуты. А некоторые прямо утверждают, будто своими глазами видели, как имена "Денис" и "Максим" в строчках с цифрами поменялись местами, и это произошло непосредственно в кадре - когда на компьютере корректировали результаты, режиссер не успел поменять картинку .
Впрочем, создатели шоу даже бровью не повели. Чему удивляться? Только тому, что телережиссер вовремя не сориентировался.
Еще один пример виртуозного штукарства - комментарий главного продюсера "Эхо Москвы" Сергея Корзуна, прозвучавший во время прямого включения из радиостудии. Корзун с пафосом отметил, что традиция подглядывания в нашей стране имеет глубокие корни. Раньше КГБ подглядывало. Но мы, наконец, дожили до тех счастливых времен, когда подглядывает телевидение. Очаровательный пассаж для пламенного борца с кровавым режимом полковника КГБ! Понял ли Корзун, что сказал? Дословный перевод его фразы таков: ТВ-6 сегодня - это КГБ вчера. Мрачные фантазии Оруэлла реализовала команда Киселева.
Успех проекта "За стеклом" во многом обязан ведущему Кириллу Набутову, и даже удивительно, насколько виртуозно он справился со столь деликатной задачей - вести ток-шоу с участием сотни ошалевших подростков. Но чего ему, пожалуй, не следовало делать, так это импровизировать на тему "Последнего героя" . Не было никакой нужды острить по поводу оэртешного проекта, между прочим, оказавшегося успешным. Например, рейтинг первого выпуска "Последнего героя", по данным Гэллап Медиа, в целом по России намного опередил рейтинг "За стеклом", а в Москве практически сравнялся с ним.
Хотя оглушительный успех проекта очевиден (для ТВ-6 это вообще рекорд), за пределами Москвы не наблюдалось особого фанатизма по поводу "За стеклом". Дело в том, что у ТВ-6 по сравнению с другими метровыми каналами довольно скромный охват аудитории.
Понятие "сетевой канал" (каковым является ТВ-6) означает, что в регионах вещание из Москвы в прайм-тайм прекращается и наступает время местной телекомпании. Многие знакомые сообщали мне, что, в частности, "Итоги" у них в регионах не транслируются - на этой кнопке по вечерам показывают местное творчество. А передачи из Москвы показывают в основном в дневное время.
...И все-таки Дэн заслужил свою победу, неважно, каким образом она достигнута. Теперь у киселевской команды новый друг, лучше старых двух. Она нашла своего культурного героя; когда люди говорят о Дэне, они почему-то часто вспоминают Иванушку-дурачка. Собственно, киселевская команда продемонстрировала, на кого она теперь ориентируется. Может, предвидела очередную атака на свои позиции и готовила союзников - поклонников "Дэн-буддизма"?
В прямом эфире "Эхо Москвы" автор "За стеклом" признался, что благодаря шоу многое узнал о своем сыне. Сына тоже зовут Максим, ему тоже 22 года. Ходили слухи, что Макс, который за стеклом, - это и есть сын режиссера. Но, по-видимому, слухи о родстве все-таки неверны, иначе это был бы совсем клинический случай: отец подглядывает за тем, как его сын перепихивается в туалете со случайными девушками. Но переносный смысл во всем этом, однако, остается. Если режиссер говорит, что познавал таким образом своего сына, значит, в некоторой степени отождествлял с ним Макса, подходящего по возрасту и даже по имени. Да и участники проекта всегда дружно соглашаются, что режиссер стал для них отцом.
По-видимому, "папа" остался не вполне доволен "сыном" Максом, раз голоса распределились в пользу Дэна, причем при столь скандальных обстоятельствах. Боже, куда деваться от пациентов профессора Фрейда?