Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Татьяна Рыбакина. Точка отсчета

Точка отсчета
Обзор бумажной прессы

Татьяна Рыбакина

Дата публикации: 6 Декабря 2001

В каком бы возрасте ни покидал этот мир человек, всегда его уход воспринимается как горестная неожиданность. Все внутри сопротивляется необходимости принять сей печальный факт, сердце бунтует. Кажется, что дальше жить невозможно┘

Умер Виктор Астафьев. " Коммерсантъ " (30 ноября) публикует последнее интервью Астафьева, слова которого воспринимаются как завещание: " Хочу, чтоб упорядочилась жизнь в России, чтоб упорядочил ее сам народ. Все ждут, вот когда Путин упорядочит... Везде, где жизнь в государствах налажена, налаживал сам народ, вот. Только этого и желаю. Разума и труда".

"Известия" (30 ноября) приводят другие слова писателя: " Я ведь последний, кто разочаровывается в человеке и во времени, я буду до конца искать хорошие черты. Но я не могу сейчас видеть эти жизнерадостные белозубые улыбки кремлевских обитателей, потому что я ж в деревне живу, куда-то езжу и я знаю, в каком положении находится Россия".

В "Независимой газете" (30 ноября) Илья Кукулин пишет: " Астафьев был просто неотделим от того мира, где человек чувствует личное достоинство, потому что трудится на своей земле. (...) Осмысление своей жизни в составе народа - разного и по-разному живущего - стало для него трудом, в котором человек зависит только от самого себя". Андрей Немзер (" Время новостей ", 30 ноября) приводит большую цитату из "Царь - рыбы", где герой, долго разглядывая капельки росы, сверкающие в лучах солнца, произносит: " Какое счастье, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра..." Эта мысль помогала жить и самому Астафьеву, придавая силы переносить все невзгоды дарованной ему провидением жизни.

Еще одно грустное известие пришлось на прошлую неделю. В Лос-Анджелесе от рака скончался Джордж Хариссон, самый молодой из легендарной четверки "The Beatles". Почему-то кажется, что любимые артисты не должны стареть, а тем более - умирать, словно они какие-то особые, не такие, как все. В творчестве - да, а вот во всем остальном - увы, такие же бренные. Все издания помянули добрым словом музыканта.

Этими двумя горестными событиями неделя завершалась. Начиналась же она двумя юбилеями. Первый - не очень большой - всего 5 лет. Ровно столько существует в столице Московский Дом фотографии, отмечающий свой юбилей выставкой новых поступлений, которая поражает масштабом: " Получилась целая история российской фотографии - начиная с отпечатков середины Х!Х века и кончая современным искусством" (" Ъ" , Игорь Гребельников , 26 ноября). Второй - 60-летие Михаила Лавровского. На сцене Большого театра в этот день знаменитый танцовщик представил свои балеты, не поразившие новым словом. Но в конце вечера " с колосников спустился экран. На нем затанцевал ураганный танцовщик Лавровский - так, как никто сегодня не танцует ни Базиля, ни Спартака. Овация покрыла фонограмму. А когда зажегся свет и юбиляр под аккомпанемент кордебалета исполнил "Сегидилью" из "Дон Кихота" - с тем же восхитительно юным азартом - зал застонал и встал" (" Ъ ", 27 ноября, Татьяна Кузнецова) .

Продолжу театральную тему. Состоялись премьеры в двух московских театрах. "Лулу" в театре на Малой Бронной и "Дама с собачкой" в МТЮЗе. Режиссеры, соответственно, - Андрей Житинкин и Кама Гинкас. Мнение критиков единодушное, даже поражаешься столь слаженному хору, что бывает крайне редко, а значит - объективно. О каждом спектакле приведу по одной цитате. Начну с чеховского. Алена Карась ( "Российская газета" , 1 декабря) пишет, что Гинкас " всегда был внимателен к полной парадоксов трагикомической игре жизни. Но никогда еще мир в его спектаклях не был так парадоксально нежен, не дрожал так на грани двойного своего бытия - между Богом и Дьяволом, пошлостью и страстью, любовью и рутиной, как в двух его чеховских опусах - "Черном монахе" и "Даме с собачкой". Оба являются частью трилогии под общим названием "Жизнь прекрасна": "Черный монах" - День, "Дама с собачкой" - Утро, ну а место Вечера должна занять в трилогии "Скрипка Ротшильда". О спектакле по Ведекинду не "прошелся" только ленивый. Достаточно одной фразы, чтобы понять в чем дело: " Разговоры о том, что массовая культура оглупляет, вполне верны, но зрителя, способного переварить "Лулу", телевизор и массовые журналы, еще не подготовили - создатель спектакля опередил время" ( Алексей Филиппов , "Известия" , 26 ноября). Еженедельники, уступая в оперативности, выигрывают у ежедневных газет в спокойствии и выверенности чувств. "Век" и " Литературная газета " возвращаются к премьере "Современника" "Балайкин и Ко".

На сцене Кремлевского Дворца съездов выступил знаменитый Хоакин Кортес. Многотысячный зал был захвачен страстным фламенко. Что-то, а уж такую Испанию наш зритель любит. "Сочетание экспрессии и статики, симбиоз традиционного фламенко и классического балета, помноженные на джазовые ритмы, совмещенные с цыганскими, латиноамериканскими и арабскими мелодиями, создают прославленный стиль Кортеса, который торопятся запечатлеть в своих фильмах Педро Альмадовар и Карлос Саура" ( Анна Галайда, "НГ" , 29 ноября).

Чтоб закончить разговор о театре, хочу обратить внимание поклонников Мельпомены на монолог нашего гуру Анатолия Васильева, опубликованный в " Общей газете" (# 47, 22 - 28 ноября). Тема его выступления неожиданна, но раскрывать ее не стану. Читайте.

Кинообозреватели по-прежнему отслеживают фильмы, выходящие в прокат. Это и "Гонщик" со Сталлоне, "Последний поцелуй" Габриэле Муччино, "Клуб неудачниц" Джона Маккея. "Человек, которого не было" братьев Коэнов, по мнению Андрея Плахова (" Ъ ", 30 ноября), - " шедевр невозмутимости и минимализма - фиксирует психологические мотивы и поступки самых заурядных людей, которые оказываются невероятнее самых фантастических придумок". Об отечественных фильмах размышляет Юрий Гладильщиков ( "Известия" , 28 ноября): " Мусорщик" (фильм Георгия Шенгелия - Т. Р.) - типичный фильм околосорокалетнего режиссера, который воспитывался на советских кинотрадициях, вообще - учился. "Апрель" (лента Константина Мурзенко - Т.Р.) - типичный дебют околотридцатилетнего режиссера, который учился по видео, ненавидит советское кино, а любит Тарантино".

Кроме того, были объявлены номинанты национальной премии кинокритики "Золотой Овен". Лидируют "Нежный возраст" Сергея Соловьева, "Телец" Александра Сокурова, "Романовы. Венценосная семья" Глеба Панфилова. Андрей Плахов (" Ъ ", 1 декабря) дополняет этот список фильмом Киры Муратовой "Второстепенные люди". Остается следить за решением критического сообщества.

Художественная и музыкальная жизнь на прошедшей неделе были объединены яркими именами. В ГМИИ имени Пушкина начались "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" под общим названием "В сторону Пруста". Первое событие - выставка "Клод Моне". Григорий Ревзин (" Ъ ", 27 ноября) несколько саркастичесн в своем мнении: " Нужно было назвать фестиваль не "В сторону Пруста", а "В исправлении утраченного времени", имея в виду 60-е годы, когда инициаторы выставки и герои "Декабрьских вечеров" были молоды и по первому разу влюблены в импрессионизм. Тем более, что исправление утраченного времени - традиционный российский жанр". В Третьяковке прошел вернисаж "Арнольд Шенберг - Василий Кандинский". Михаил Сидлин ( "НГ" , 29 ноября), находясь под впечатлением от залов двух музеев, заключает: " Питомцы разных муз на рубеже веков искали синтеза. То есть гармоничного слияния искусств. Как правило, попытки были безуспешны. Живопись осталась живописью, а музыка - музыкой. И у Кандинского проще найти влияние Моне, чем Шенберга".

В том же ЦДХ проходила Ш Международная ярмарка интеллектуальной литературы, в рамках которой в последний раз была вручена премия "Малый Букер" за переводы с английского. Ее получил Виктор Голышев за роман Иэна Макьюэна "Амстердам" (Лиза Новикова, " Ъ ", 29 ноября).

Прошлая неделя собрала богатый урожай интервью, самого любимого читателями жанра. Для тех, кто ищет интересного человека, просто перечислю их имена: Николай Цискаридзе (" Ъ ", 30 ноября, Татьяна Кузнецова), Александр Прошкин (" Известия" , 27 ноября, Валерий Кичин), Мурад Кажлаев ( "НГ" , 29 ноября, Аркадий Петров), Важа Чачава ( "Литературная газета" , # 48, 28 ноября - 4 декабря, Лидия Новикова). Сразу в двух газетах появилось интервью с режиссером цирка Александром Гримайло (" Век ", # 47, 30 ноября - 6 декабря, Ольга Радова и " Общая газета ", # 47, Юнна Чупринина).

Юлия Кантор в "Известиях" (28 ноября) беседует с немецким писателем Штефаном Хеймом. О поворотах судьбы (он бежал из Германии, чтобы сражаться с фашизмом), творчестве, мировоззрении, о заблуждениях и вере. Прожив достаточно долгую жизнь, многое познав, он тверд в своем мнении: " Художник обязан иметь свою позицию, а совпадает ли она с мнением властей или большинства - вопрос вторичный". Для Астафьева это тоже было так.