Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Александр Якутский. Всероссийские считалочки

Всероссийские считалочки
Александр Якутский

Дата публикации: 10 Декабря 2001

П рактически каждый россиянин уже знает, что в октябре будущего года нас ожидает перепись населения. Практически каждый уже сформулировал некое мнение касательно предстоящей процедуры. Но вот что интересно. Главную страницу официального сайта , посвященного этому событию, венчает цитата из Льва Толстого : " Цель переписи - научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастье людей ". С другой стороны, довольно большая часть российских граждан уже сегодня говорит о намерении скрыть реальные данные о себе. В чем же дело, откуда такое непонимание собственных интересов? Откуда нежелание доверять Льву Николаевичу, в конце концов? Наверное, дело все в том же взаимном недоверии, которое испытывают новое государство российское и его граждане. Нас хотят посчитать?! Это для усиления контроля. Вы не хотите подавать достоверные сведения о себе? Значит - есть что скрывать. Недоверие усилилось, косые настороженные взгляды умножились, государство и граждане опять недопоняли друг друга.

А ведь что ни говори, цитата из Толстого сильно смахивает на рекламный слоган и попахивает свойственным графу утопизмом. Пусть чаще проводятся переписи - и тогда всем будет счастье. Между тем, стоит признать, что счастье людей никогда не входило в конкретные планы какого-либо государства. Ведь государство - управленческий аппарат, его вдохновляют более материальные идеи, чем всеобщее счастье граждан. Последнее - из области идеологических изысков. А социология в чистом виде, по счастью, с идеологией не имеет ничего общего.

Так что же такое перепись, как она возникла и к чему надобится? Надо сказать, что любое государство, считающее себя цивилизованным, стремится знать о своих гражданах как можно больше. И вовсе не для счастья последних. Откроем Конституцию США . Документ ветхий, в 1787 году написанный. Вот первая статья, в которой четко и ясно говорится: " Представительство в палате и прямые налоги должны быть распределены по отдельным штатам, входящим в союз, пропорционально их населению... Исчисление населения должно быть произведено в течение 3 лет после первого заседания Конгресса Соединенных Штатов и затем повторяться через каждые 10 лет ". И ни слова о всеобъемлющем счастье, которое должно охватить граждан при одной мысли о предстоящих переписях. Все изложено сухо и прагматично: для того, чтобы государство функционировало, необходимо платить налоги. Чтобы иметь возможность прогнозировать поступление налогов, необходимо проводить переписи населения. А вот если государство получит возможность корректно прогнозировать и собирать налоги, а потом еще собранное направит на реально необходимые цели... Вот тогда-то счастье и наступит. По крайней мере, приблизится. И вот что характерно: спустя три года после принятия Конституции, во исполнение процитированного фрагмента первой статьи, 1 марта 1790 года президент США подписывает билль о первой переписи (цензе) населения, которая и состоялась в первый понедельник августа 1790 года. С тех пор, на протяжении более чем 210 лет, каждое десятилетие происходит перепись. Государство и граждане понимают друг друга. По одной простой причине: так велит Конституция. Основной Закон, проще говоря. Процедура переписи так же регулярна, как ежедневная чистка зубов. А кто интересуется, "зачем чистить зубы?". Правильно, неразумные малые дети.

Но оставим Штаты в стороне. У них своя жизнь, а значит и понятия о жизни. Вернемся в Россию. Как давно у нас проводятся переписи? И вообще, как они проводятся? Исторические документы дают массу поучительного и просто любопытного материала на эту тему.

Начнем с того, что впервые перепись населения всех русских земель провели татаро-монгольские завоеватели. Они желали четко понимать: какая сумма дани должна взиматься с того или иного княжества. Правда, количественная перепись населения как такового в те времена ничего дать не могла. Гораздо эффективнее оказался подсчет домов или "дымов". Дань, тогдашнее подобие налогов, взималась именно в зависимости от количества "дымов", поднимающихся над тем или иным подворьем. Так проявлялся дифференцированный подход татаро-монголов к налогообложению. Шли годы, миновали столетия. Ушла с исторической сцены Золотая Орда. Но учет подворий с целью налогообложения сохранился, претерпев лишь некоторые изменения. Так продолжалось до воцарения самого неуемного реформатора в российской истории, императора Петра Алексеевича Романова.

Прорубив окно в Европу, Петр I заодно создал мощную регулярную армию. Огромное количество людей по окончании Северной войны должно было не вернуться к мирной жизни, а продолжить непрерывное совершенствование в воинском ремесле. Как, за чей счет содержать всю эту ораву воинов? Петр принимает мудрое решение: пересчитать и сопоставить количество мирного населения, обязанного платить налоги, и количество солдат русской армии. А затем каждый полк поставить на содержание определенного количества гражданского населения. 7 декабря (26 ноября по старому стилю) 1718 года император подписывает высочайший указ о проведении первой подушной переписи населения Российской империи. Сам этот указ - яркий образец торопливой мысли реформатора. Приведем лишь отрывок из него: " Взять сказки у всех, дать на год сроку, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в какой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том; расписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад ". Другими словами, требовалось переписать все тягловое население, обязанное платить налоги в государственную казну. Срок исполнения указа был положен немалый - один год. Прочитав такое царское волеизъявление, все тогдашние владельцы крестьянских душ мигом смекнули, что дальше речь пойдет о введении какого-то налога, который будет напрямую зависеть от поданных "сказок". Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и с нарушениями всех мыслимых сроков.

Наконец, в начале 1722 года сказки были поданы и население посчитано. Оказалось - 5 миллионов душ мужеска пола проживало тогда в России-матушке. Теперь необходимо стало всю наличную армию разместить по квартирам, " разложить войска на землю ", исходя из данных, полученных в ходе переписи. По образцу тогдашней Швеции, Петр делит свою империю на губернии, отправив в каждую "раскладчиков", дав им широкие полномочия и строго указав перепроверить данные, полученные от первой подушной переписи. Так началась вторичная ревизия сказок, давшая ошеломляющий результат: в ряде губерний количество проживающего населения было занижено вдвое! Повторные проверки, перепроверки и уточнения привели к тому, что в 1724 году остановились на следующих цифрах: всего тяглового (облагаемого налогами) населения значилось 5.570.000 душ, из них 169.000 - городское население. Подушной оклад установили в размере 74 копеек. Так российское государство впервые провело перепись - и сразу же натолкнулось на вялый, но упорный саботаж со стороны населения.

С тех пор ревизии, подобные петровским, проводились регулярно, вплоть до отмены крепостного права. Каждая такая ревизия проходила в течение нескольких лет, учитывались в ней только лица, принужденные платить подушной налог. Помещики не торопились обновлять сведения в своих сказках - и Николай Васильевич Гоголь написал поэму "Мертвые души".

После отмены крепостного права необходимость в составлении сказок о тягловом населении отпала сама собой. Отныне переписи проводились в отдельных городах и губерниях по методикам, сильно отличающимся друг от друга. Кроме того, данные о большинстве переписей того времени вообще не сохранились: были уничтожены за ненужностью.

Лишь в 1895 году, по инициативе знаменитого российского путешественника П.П.Семенова Тян-Шанского, началась работа по проведению всеобъемлющей Всероссийской переписи. Была создана главная переписная комиссия, которой руководил министр внутренних дел. В губерниях и уездах также возникли местные переписные комиссии. Губернскими формально руководил сам губернатор, а уездными - местные предводители дворянства. Критической датой для проведения переписи было назначено 9 февраля (28 января по старому стилю) 1897 года. За несколько дней до этой даты так называемые счетчики из числа учителей, священников и грамотных солдат запаса разносили переписные листы для первичного их заполнения. Девятого же февраля листы вновь проверялись и в случае возникновения каких-то изменений - сразу же исправлялись.

В ходе той переписи был собран огромный материал не только о количественном, но и о качественном составе российского народонаселения. Достаточно сказать, что материал обрабатывался и анализировался в течение восьми лет.

Именно в той переписи и принял участие Лев Толстой в качестве счетчика. Он преднамеренно выбрал для себя участок Проточного переулка, где располагалась одна из грязнейших московских ночлежек. Насмотревшись на ужасы московского "дна", Лев Николаевич и написал статью с надрывно-горьким названием: " Так что же нам делать? " " Особенность в том, что социологическое исследование не производится путем работы ученых по своим кабинетам, обсерваториям и лабораториям, а двумя тысячами людей из общества. Другая особенность, что исследования других наук производятся не над живыми людьми, а здесь над живыми людьми. Третья особенность та, что цель других наук есть только знание, а здесь благо людей. Туманные пятна можно исследовать одному, а для исследования Москвы нужно 2000 людей. Цель исследования туманных пятен только та, чтобы узнать все про туманные пятна, цель исследования жителей та, чтобы вывести законы социологии и на основе этих законов учредить лучше жизнь людей. Туманным пятнам все равно исследуют их или нет, они ждали и еще долго готовы ждать, но жителям Москвы не все равно, особенно тем несчастным, которые составляют самый интересный предмет науки социологии.

Счетчик приходит в ночлежный дом, в подвал, находит умирающего от бескормицы человека и учтиво спрашивает: звание, имя, отчество, род занятий; и после небольшого колебания о том, внести ли его в список как живого, записывает и проходит дальше ".

Как же воспринимало население ту перепись? Спросим у Льва Николаевича:

" Когда нам объяснили, что народ уже узнал об обходе квартир и уходит, мы попросили хозяина запереть ворота, а сами ходили на двор уговаривать уходивших людей ". Так что и в те времена российский народ относился к переписи без особого восторга. До сих пор многие исследователи объясняют это недоверием народных масс ко всему, что исходит из правительства, то есть - от государства.

Что же изменилось после большевистской революции? Переписи проводились. Но в них кроме социологических задач все ярче прослеживался идеологический привкус. Само собой, в условиях Советской власти никто не уговаривал население принять участие в переписи. Владимир Ильич Ленин издавна ценил и понимал суть американской системы регулярного ценза. Поэтому практически сразу же после захвата власти Совнаркомом были приняты попытки перенять заокеанский опыт в этой области. Уже в 1920 году, в условиях продолжающейся гражданской войны, провели первый учет наличного населения. Отличительным фактором того мероприятия можно назвать повышенный интерес государства к тому, какими знаниями и профессиями владеют его подданные. Это и понятно: гражданская война подходила к концу, необходимо было готовится к мирной жизни.

В 1926 году прошла вторая, уже всесоюзная, перепись. В этот раз впервые был применен личный листок, в котором каждый опрашиваемый обязан был дать разнообразные сведения о себе. Например, определялся уровень грамотности. Грамотным считался тот опрашиваемый, кто умел читать по слогам и подписываться своей фамилией. Изучались и данные о занятости. Имеющие работу давали сведения о роде своих занятий и заработке, а безработные должны были рассказать, за чей счет они живут, каков источник доходов кормильца.

В 1937 году также проводилась перепись населения. Но тридцать седьмой - особый год в отечественной истории. Учитывать количество населения в условиях тотального государственного террора - занятие бесполезное. Все собранные в тот год данные были уничтожены, а лица, ответственные за проведение переписи, попали в список репрессированных.

В 1939 году, когда кровавая волна террора спала, Управление Народнохозяйственного учета Госплана СССР повторило попытку исследования. На это раз перепись вполне состоялась, ее данные были обнародованы. Главная особенность этой переписи - установка норм постоянного и временного проживания. Но и эти данные очень быстро устарели - началась Великая Отечественная война. Лишь в 1959 году в Советском Союзе вновь нашлись силы для проведения переписи.

1970 год. В опросном листе советские граждане указывают свою национальность, а иностранцы - свое гражданство. Впервые изучаются параметры внутренней миграции населения, а также количество занятых в сезонных работах. Женщины впервые указывали, сколько они имеют детей в возрасте до 16 лет, в каких учреждениях организации учебы и досуга детей они нуждаются. Одним словом, государство узнавало своих граждан все подробнее и подробнее. Накопленный фактический материал, при должном использовании, вполне мог обнаружить назревшие социальные проблемы.

В 1979 году было введено еще одно новшество. Впервые опросный листок был составлен таким образом, что его можно было использовать для дальнейшего ввода в ЭВМ. Материалы переписи обрабатывались централизованно в Главном вычислительном центре ЦСУ СССР.

Наконец, последняя Всесоюзная перепись была проведена 12 января 1989 года. Помимо устоявшегося набора стандартных вопросов, в опросный лист добавлено выяснение жилищных условий опрашиваемого: последняя утопия развитого социализма, программа "Жилье 2000" давала о себе знать.

Миновало почти тринадцать лет. Не самых спокойных в российской истории. Изменен уклад экономики. Оппозиционные партии постоянно говорят о непрекращающемся уменьшении народонаселения России. Возникли новые классы и прослойки общества. Миновал двухтысячный год, а жилье все еще есть не у всех нуждающихся. Россия изменилась сверху донизу. Пора бы уже присмотреться к себе самой, подвести какие-то итоги. Сделать это без грамотно проведенной переписи населения просто не удастся. Только поменьше фраз о счастье всех людей скопом. Не верят россияне лозунгам, пора уже это понять. Ведь не зря же 55% россиян считают, что предстоящая перепись нужна властям, а вовсе не рядовым гражданам. Если это мнение за оставшееся до переписи время не изменится, то лучше не тратить бюджетные средства: объективной информации собрать не удастся.