Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

"вагон", который ценнее "паровоза"

Россия - "вагон", который ценнее "паровоза"
Послесловие к визиту Джорджа Буша в Москву и Петербург

Александр Казаков

Дата публикации: 28 Мая 2002

П ризнаюсь, меня не перестает удивлять тот факт, что в международной политике, исполненной символичности и всякой там знаковости, пустая риторика зачастую играет большую роль, чем реальные дела. Да и политико-экономические дивиденды приносит неплохие.

Например, выходные, проведенные двумя "самыми человечными человеками" (особенной - семейной - человечностью и риторикой выделялся Джордж Буш-младший) под сенью кремлевских палат и залов Зимнего дворца, во время которого были по ходу дела подписаны никому, по большому счету, не нужные документы - Договор о сокращении? Так ведь и Штаты, и Россия собирались сокращать СНВ в одностороннем порядке - чем произвели неизгладимое впечатление на "мировую общественность". И прежде всего на европейцев. Заметьте, на них произвели впечатление именно стиль и тон общения президентов, а не всякие там соглашения (это видно по европейской прессе). Европа настолько впечатлилась от "дружбы семьями" четы Путиных и четы Бушей, что почувствовала себя на задворках истории.

Надо отдать должное президенту Путину (на днях директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации (США) Николай Злобин справедливо, на мой взгляд, обозвал ВВП "чемпионом мира по внешней политике"). Он сильно ведет партию, смело жертвуя пешками (соглашаясь, например, на складирование, а не утилизацию, снятых американцами с боевого держурства боезарядов) - в расчете на качество в международных делах. Так, создав впечатление, что Россия и Америка жить больше не могут друг без друга и оказав президенту Бушу редкую честь - обед в Эрмитаже в малой императорской столовой, - Путин завставил Европу поверить в то, что ее отодвигают в сторону от того пульта, за которым решаются судьбы нового миропорядка - миропорядка после 11 сентября.

Европа ревнует

Европейцы поверили, что Вашингтон и Москва вот-вот примутся делить мировой пирог, и натурально впали в панику. "В своем энтузиазме к новому другу (России - А.К.) Америке не следует пренебрегать своими союзниками по НАТО, - пишет британская "The Daily Telegraph", демонстрируя ревность отвергнутой жены. - Ведь НАТО - это международная организация, которая лучше всего относится к американцам". "У Европы есть опасения, - вторит ей германская "Die Welt", - что под крышей этого совета ("двадцатки" - А.К.) обе сверхдержавы смогут организовать своего рода "красный телефон". Тогда в политически корректной Европе боязнь выдавить Россию на обочину сработает как своего рода бумеранг. Ибо маргинализированной окажется не Россия, а Европа" .

(Вообще разговоры о маргинальных зонах стали популярными накануне римской встречи Россия-НАТО. Генсек Робертсон вот тоже сообщил в понедельник, что альянсу придется выбирать между модернизацией - при помощи России - и маргинализацией.)

Все это напоминает ситуацию накануне вывода из военного блока НАТО Франции генералом Шарлем де Голлем. После возвращения к власти в 1958 году "великий европеец" де Голль раскусил ловушку, которую расставляли европейцам США и СССР своими переговорами по ядерному разоружению. "По сути дела, - вспоминал впоследствии де Голль, - они (американцы - А.К.) хотели заключить непосредственно с Советами соглашение, замаскированное под международный договор , которое освятило бы монополию двух гигантов, сократило бы их безумные расходы... Но поскольку подобная консолидация раздела мировой власти между двумя гигантами не отвечала нашим целям, мы решили отмежеваться в этом вопросе от американцев, за которыми полудобровольно-полупринудительно следовал весь эскорт западных стран" (Шарль де Голль. Мемуары надежд. М., "Прогресс", 2000, с.189).

Сегодня все европейские лидеры ощущают то же, что и де Голль в конце 50-х годов. Интересно, сделают ли они те же шаги, которые предпринял французский президент?

Что делать, если никто не виноват?

Шарль де Голль для выхода из ловушки сделал два принципиальных шага: 1) повел независимую от США политику в области безопасности и 2) пошел на максимально тесное - насколько это было возможно в условиях "холодной войны" - политическое и экономическое сближение с Россией. Но ведь это именно то, чего сейчас добивается Путин от Европы! Не зря ведь накануне московского саммита в Минске была проведена встреча между парламентариями Союза России и Белоруссии, с одной стороны, и, с другой, Западноевропейского союза (ЗЕС) - военной составляющей единой Европы, - на базе которого, скорее всего, будут создаваться те самые европейские оборонительные силы (European Defence Identity), которые, по мнению "The Daily Telegraph", "ослабляют НАТО и привносят в европейскую политику в области обороны антиамериканские черты ". Более того, идея создания отдельной от США евроПРО с участием и на базе вооружений России прописана даже в американо-российской декларации.

Но самое важное - сближение России и Евросоюза в экономике, к чему стремится не только Путин, но и россияне. Согласно опросу фонда "Общественное мнение", 47% россиян считают, что России следует развивать партнерские отношения с Европой, против 4% - с Америкой. Так что настоящий результат московско-питерского саммита станет известен 29 мая, когда после римской встречи Россия-НАТО в Москве состоится саммит Россия-Евросоюз. Сумеет ли ЕС перехватить у США инициативу в деле "пристегивания" к себе России?

На железнодорожные темы

Россия, которая не может сейчас в силу объективных обстоятельств быть "паровозом" - во всяком случае, экономическим - в международных делах, является "вагоном" со столь ценным грузом (геополитическим, энергетическим, военным и интеллектуальным), что за право "прицепить" его к своему составу "локомотивы" мировой экономики уже вступили в конкурентную борьбу. Сначала за право "тащить" Россию соревновались лидеры "европейской тройки" Тони Блэр, Герхард Шредер и Жак Ширак. Потом Берлускони, с его чутьем удачливого коммерсанта, попытался перехватить сделку. И теперь Буш сделал предложение, от которого трудно (хотя можно - посмотрим, что будет завтра) отказаться.

А Россия, по словам князя Горчакова, на которые уже ссылался Путин, "не отступает, а сосредоточивается". К тому же ситуация в депо складывается таким образом, что "вагон"-Россия может сама выбирать, какой "паровоз" будет ее тянуть к экономическому процветанию и достойному месту в мировой политике.