Положение иностранных граждан в России на фоне терроризма

«В этой истории нет ничего удивительного, v комментирует ситуацию руководитель общественной приемной Московской Хельсинкской группы «Содействие реформе паспортной системы» Давид Горелишвили. - До принятия закона «О правовом положении иностранных граждан на территории России» подобные действия милиции были вполне отработанной практикой депортации. В ответ на мои запросы о законности подобных действий милиции ГУВД Москвы в таких случаях отвечает, что «никаких нарушений нет, и граждане Грузии покидают Россию самостоятельно и без каких-либо побудительных действий со стороны сотрудников МВД России».
Не пожелавший назвать себя сотрудник консульства Грузии в России сообщил корреспонденту «Общества.Ру», что консульство не ведет статистики депортаций своих граждан. Комментарий его звучал следующим образом: «О масштабах этого явления мы судить не можем. В любом случае, у консульства практически нет ни сил, ни возможностей юридически защищать своих граждан в России. У нас работает несколько юристов, но не можем же мы выезжать в каждое КПЗ Москвы, не говоря уже о других городах, и реагировать на каждый случай самоуправства московской милиции. И вообще, мы стараемся лишний раз не обострять отношений с Россией, так что не акцентируем внимание властей на случаях незаконной депортации».
Имея перед глазами такую картину отношения российских властей к гражданам Грузии и учитывая сложную ситуацию в российско-грузинских отношениях, достаточно легко представить себе, как будут развиваться события после того, как 31 октября вступит в силу закон «О правовом положении иностранных граждан на территории России». Новый закон позволяет депортировать любого иностранца за двукратное нарушение российского законодательства. Достаточно двух административных нарушений, например, перехода улицы в неположенном месте и пререкания с сотрудником милиции, находящимся при исполнении. Проштрафившегося иностранца лишают разрешения на временное проживание или временное пребывание в России, и далее следует выдворение из страны. По сведениям Горелишвили, соответствующие инструкции МВД находятся в стадии разработки, но он практически не сомневается в том, что к 31 октября все уже будет готово и закон начнет активно применяться с первого же дня его вступления в силу. Кризис в российско-грузинских отношениях, несомненно, будет этому способствовать. О том, как быстро способно МВД реагировать на изменение политической ситуации, свидетельствует тот факт, что внутренний циркуляр о том, чтобы паспортные столы не регистрировали чеченцев ни по месту пребывания, ни по месту жительства в Москве был готов уже через пару дней после взрывов жилых домов в Печатниках и на Каширском шоссе 9 и 13 сентября 2000 г.
«Но если до сих пор проблема депортации упиралась в то, что для ее решения не было денег, - говорит Горелишвили, - и власти вынуждены были, нарушая закон, выдворять людей без оформления каких-либо депортационных документов, то теперь у них появляется четкая нормативная база для того, чтобы переложить эти расходы на работодателя или лицо, пригласившее иностранца в страну».
Само по себе это законодательство не может быть напрямую использовано как репрессивный инструмент в отношении граждан Грузии даже в случае дальнейшего обострения ситуации. Однако печальный опыт античеченского циркуляра, который сейчас уже практически не применяется, однако в любой момент может быть реанимирован, а также другие примеры «оперативного реагирования» паспортно-визовой службы на колебания в отношениях России с некоторыми странами-членами СНГ, не позволяют правозащитникам успокаиваться. Например, по сведениям Давида Горелишвили, в 2000 году в связи с напряжением украинско-российских отношений и, наоборот, положительной динамикой в отношениях российско-белорусских, МВД был издан документ, предписывающий сотрудникам милиции проявлять лояльность в отношении граждан Белоруссии и «прессовать» украинцев.
И если паспортно-визовая служба МВД получит очередной негласный приказ содействовать «добровольному» выезду граждан Грузии, Москва очень быстро ощутит это. В первую очередь, пострадают автосервисы и многочисленные грузинские ресторанчики, хозяева которых (как правило, этнические грузины, являющиеся гражданами России), оформляют своих соотечественников на работу с соблюдением всех норм российского законодательства.
Конечно, работодатели, скорее всего, придумают способ, каким образом застраховать себя от потерь, вызванных политическими факторами. Да и российские власти вряд ли пойдут на дискриминацию грузин в массовом порядке. Однако не стоит забывать о том, что любые политические «разборки», пусть и происходящие под флагом борьбы с терроризмом, неизбежно, а зачастую и непредсказуемо отражаются на судьбах тысяч обычных людей, нарушая мирное течение их жизни.