Ревекка Фрумкина. Террорист живет этажом выше
"Неприкосновенный запас", 6 (26), 2002.
Ревекка Фрумкина
Дата публикации: 17 Января 2003
И слам. Мусульмане. Исламизм. Суфизм. Халифат. Шариат. Джихад. Шииты. Сунниты. Вахаббиты. Сатанинские стихи. Шамиль. Горцы. Аллах акбар.
Что мы, непрофессионалы, знаем об исламе ? Ничего, кроме набора слов, которые мы не в силах наполнить смыслом. Понятно, что отныне не знать - нельзя. Именно в этом я усмотрела message рецензируемого номера НЗ . Вне зависимости от уже ставшего привычным разбиения тома на тематические блоки, в восприятии читателя НЗ #6 разделится на две части: первая и главная - ислам и вокруг; вторая - важная, но в композиции данного номера скорее сопутствующая, - Россия как образец трагического конфликта между государством и обществом (по крайней мере, так я поняла столкновение позиций А.Ахиезера и его оппонента Акселя Кене, начатое статьей Кене еще в НЗ #3 (2002)).
Рядовой читатель, сколь бы он ни был вдумчив и любопытен, в качестве актуального содержания своей духовной и душевной жизни все-таки имеет не размышления о вероисповедных особенностях ислама и даже не страх увидеть за углом человека с зеленой повязкой на лбу, а куда более простые и приземленные материи, будь то семейные радости, служебные горести или бытовые заботы в связи с отключенным отоплением . Люди едут на отдых в Турцию и Эмираты, думая о перспективе разумно потратить "свои кровные", а вовсе не о том, что это - светские государства. Кстати говоря, никто сегодня не знает, что, собственно, возможно и что невозможно в светском государстве, в отличие от стран, где церковь или вероучение отождествляется с государством.
Поэтому мне представляется, что нашему читателю нелегко оценить пропасть взаимоотрицания, разделяющую исламоведа из Парижа Жиля Кепеля (К "мусульманской демократии"?) и исламоведа из Геттингена Бассама Тиби (статья "Является ли ислам политической религией?" с кратким, но емким предисловием для русских читателей). Признаюсь, что я "на стороне" Тиби против Кепеля. Не исключено, впрочем, что причина здесь прежде всего в четкости, с которой Тиби изложил свое видение сегодняшних проблем мусульманского мира. Именно эту статью я горячо рекомендую читателю, желающему хоть как-то упорядочить свои представления о содержании конфликта между исламизмом и остальным миром и преодолеть стереотипы, которыми нас усердно снабжают медиа всех мастей .
Именно с целью предложить читателю факты вместо клише редакторы поместили на полях основных публикаций несколько статей (разумеется, с купюрами) из энциклопедических изданий по исламу с толкованиями таких понятий, как сунна , сунниты , шииты , ваххабиты , джихад . По крайней мере, получаешь возможность ощутить глубину собственного невежества...
Российский взгляд на сосуществование с иноконфессиональными соседями как внутри России, так и вне ее, представлен статьями антропологов Мариэтты Степанянц и Валерия Тишкова и интервью с исламоведом Алексеем Малашенко. Эти авторы постарались по возможности беспристрастно оценить реальные угрозы цивилизационных конфликтов и феномен "богатого" терроризма.
События с захватом заложников в Москве описаны на авторских страницах Алексея Левинсона, озаглавленных "Театр ужаса". Базируясь на данных ВЦИОМ, автор представил выразительную картину того, как этот ужас был пережит и осмыслен нашими согражданами; прежде всего - с помощью нашего же телевидения. Прогноз безрадостный: 72 % соотечественников считает, что события на Дубровке либо приведут к обострению положения в Чечне, либо все там останется по-прежнему. Как полагает А.Левинсон (а он автор осведомленный, но притом свободный от искушения стать Кассандрой), финал истории с захватом заложников на Дубровке сломал не только образ хеппи-энда, но и рамку солидарности вокруг центральных символических фигур России. Не пропустите этот материал, читатель.
"Исламская" тема имеет, так сказать, вариации в рамках постоянного раздела НЗ "Очерки нравов" - и это действительно очерковые заметки немца Яна Бута об Иране и комментарии к собственным работам фотографа (и актера) турецкого происхождения Мехмета Унала, давно живущего в Германии. "Нравы" удачно сопровождены фотографиями. Отмечу отрадное обстоятельство: наконец-то редакция сподвиглась дать изобразительный ряд, в том числе - представив работы неизвестной у нас, но знаменитой на Западе американской фотохудожницы иранского происхождения Ширин Нешат.
Другой тип вариаций на "исламскую" тему собран в блоке, посвященном российским фильмам о чеченской войне. Статьи Оксаны Саркисовой и Галины Зверевой сами по себе хороши и написаны со знанием дела. Я, однако, отступлю от приличествующей рецензенту позиции профессиональной беспристрастности и не рискну обсуждать предложенные там разборы. Потому что если упомянутые фильмы смотреть не как бутафорию, а как настоящее кино , то есть по меньшей мере с эмоциональной включенностью, то болезненность проблемы, которую я бы обозначила "война как убийство" + "армия как зона " блокирует необходимую остраненность. Вообразите на мгновение, что на дворе - прошлое тысячелетие, точнее - 1942 -й, на экране кинотеатра - " Иваново детство ", а что в зале?.. Впрочем, душою перенестись назад, в 1942-й, могут лишь ровесники Ивана, - то есть мои ровесники. То-то и оно.
Что касается документалистики, то, с моей точки зрения, современные технические возможности настолько приблизили документальное кино к художественному, что критерии "киноправды" окончательно размылись.
В разделе, посвященном новым книгам, есть солидный обзор "наших", то есть опубликованных в СНГ, книг об исламе и мусульманском мире, написанный политологом Диной Малышевой, - своего рода краткий путеводитель, обнаруживающий различные, порой, плохо совместимые представления серьезных авторов о сути исламизма и фундаментализма, о роли экономических и политических факторов в самоопределении идеологов мусульманского мира. Имеется и несколько подробных рецензий на отдельные книги, среди которых особого внимания заслуживает сборник документов "Ислам в Российской империи" (М., 2001), созданный тщанием Д.Ю.Арапова.
И, чтобы закончить по принципу last but not least "исламскую " тему: открывает номер статья Эрнеста Геллнера, написанная еще в 1973 году, но отнюдь не утратившая значимости. Так вот ее я бы советовала читать последней - иначе пафос автора может оказаться не вполне понятен.
Возвращаясь к сугубо российским проблемам, откроем еще раз блок статей "Дебаты о российской государственности". Александр Янов в переписке с американским политологом Ларри Вульфом (издательство НЛО обещает в наступившем году подарить нам его книгу "Изобретая Восточную Европу") обсуждает вечную, но от того не менее наболевшую тему о том, куда идет Россия - приближается к Европе и европейскому типу общественного устройства или?.. Может быть, вам, читатель, надоело об этом читать и слушать. Но вот давеча одного немецкого журналиста прямо с нашей границы завернули обратно, ликвидировав визу. За что? Не то написал. Так что обсуждение гарантий свободы , которые акцентирует Янов, на Руси вовсе не гарантировано. Поучительное чтение, право же.
Что касается спора Акселя Кене с Александром Ахиезером, то, как мне показалось, диалога не вышло, и не по вине Кене. Кене четко отделяет политическую теорию - а его занимает именно она - от актуальной политической ситуации и ее социально-антропологических и прочих атрибутов, привязанных к времени и месту. Однако поди раздели это в сегодняшней России! Поэтому Ахиезер ему не собеседник - в силу разницы в предметах обсуждения, они говорят на разных языках.
В замечательно полезной рубрике "Новые институции" рассказано о Московской высшей школе социальных и экономических наук (чтобы читатель не запутался, скажу, что это та Школа, где ректором является Теодор Шанин). Рассказано подробно, с перечислением факультетов и забавными оценками деятельности школы, как их сформулировал один из ее выпускников. Там же читатель найдет все способы получить более детальные сведения - почтовый адрес, ссылку на сайт и т.п. Это здорово, потому что в наших условиях попытки получить элементарную информацию слишком часто прерываются из-за ощущения, что овчинка выделки не стоит .
В предыдущем номере НЗ (#5) был помещен подробный обзор венгерской периодики, который я не могла оценить в силу полного отсутствия у меня хоть какого-либо фона. В рецензируемом номере обзор польской периодики сопровожден подзаголовком "Роль гуманитарной периодики в Польше последних лет". Этот текст я прочла с интересом и пользой для себя, поскольку в не столь далеком прошлом именно польская гуманитарная периодика в немалой степени заменяла нам отсутствующие у нас издания того типа, которые нынче Ф.Дзядко обозревает в рубрике "Российские интеллектуальные журналы".
К сожалению, Андрей Зорин не будет нас далее баловать своими авторскими страницами. Я все же надеюсь, что он отдохнет - и передумает.
А номер удался. Только вкушать его материалы лучше по принципу шведского стола - с чувством и расстановкой. Выйдет больше толку.