Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Оксана Дубовенко. Родительский долг или религиозное служение?

Родительский долг или религиозное служение?
Оксана Дубовенко

Дата публикации: 5 Июня 2003

С пор, в котором любой из оппонентов прав, - спор о том, как воспитывать детей. Право на собственное единственное мнение в этом вопросе святое, и может быть оспорено лишь свекровью, и то - "по ее мнению". Это - область, в которой обычно не терпят и не спрашивают советов, особенно если не возникает особенных проблем. Все равно свой ребенок - самый лучший.

Он растет по собственной заложенной в нем, генетически и социально, схеме, развивается согласно своему графику и обычно более-менее укладывается в общепринятые сроки. Родители исполняют свой долг, руководствуясь фамильным опытом и опираясь на традиции своего круга. Но есть особая порода пытливых матерей и отцов, перфекционистов и естествоиспытателей, которые считают, что в новый мир невозможно пройти старой тропой. Это родители-пассионарии.

Они считают всех остальных фарисеями и лентяями. Но все же ими движет не одно только родительское тщеславие, желание преуспеть в собственных детях, но прежде всего стремление отдать как можно больше, насколько это вообще возможно, лучшему человеку на свете. И тем самым осчастливить его, или хотя бы гарантировать какое-никакое будущее. Именно для таких родителей трудились и творили такие люди, как Мария Монтессори , Глен Доман , Борис и Елена Никитины , Николай Зайцев . Этих педагогов и других их коллег объединяет уверенность в том, что чем меньше ребенок, тем легче он овладевает знаниями. Любыми знаниями. Методики их различны и, помимо общей глобальной цели полного и скорейшего развития всех талантов ребенка, имеют разные точки (или - области) приложения.

Наиболее гармоничной и наименее спорной в этом ряду представляется педагогика Марии Монтессори . Эта удивительная женщина-врач из Италии, родившаяся в позапрошлом веке, создала систему, способствующую максимальному развитию способностей ребенка, соответствующих его возрасту.

Для ребенка создается среда, которую он познает самостоятельно при помощи своих возможностей и в постоянном совершенствовании. В этой среде формируются моторные и сенсорные навыки, знания приобретаются собственным опытом. Функция учителя - наблюдать и помогать, и только когда требуется. Материал Монтессори абсолютно соответствует естественным для возраста ребенка желаниям. Главный недостаток метода (для родителей) - его дороговизна и проблематичность претворения в жизнь из-за огромного количества пособий.

Фигура Глена Домана , основателя филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка", вызывает наибольшее количество споров. Одни считают, что он помогает воспитывать гениев, другие, что "его" дети напоминают дрессированных собачек. Книги Домана хоть и заражают читателя, но его методика чрезвычайно трудоемка и, соответственно, чрезвычайно трудна в исполнении. С самых первых дней жизни детям следует показывать карточки по разным отраслям знаний, от написанных слов и разного количества точек до картинок с репродукциями шедевров мировой живописи. Считается (Доманом и его последователями), что такое досрочное зрительное обучение стимулирует развитие различных отделов мозга - и поэтому ребенок развивается быстрее. При этом ребенок - объект обучения, а его мать ежесекундно должна обучать, демонстрируя новое, проверяя старое, постоянно переключаясь с одной области знания на другую, при этом ее собственная личная жизнь и жизнь семьи игнорируется абсолютно. Так, за один день необходимо около 60 раз переключиться с одного на другое и не забывать изготавливать 200 новых карточек в неделю.

Мама-автомат. Выдержать такой ритм способен только подвижник. И это касается всех методик, если, конечно, соблюдать их неукоснительно. Впрочем, то же можно сказать и о любых других рекомендациях, косметологов, например, - если им следовать во всем, то на собственно жизнь тела времени в сутках уже не остается.

Вклад русских педагогов в этой области педагогических знаний тоже велик. В СССР супругами Никитиными была создана полная и эффективная система развивающих игр, способствующих расширению творческих способностей и формирующих навыки самостоятельного мышления. Главную роль в этих методах играет непосредственное участие родителей в занятиях. Именно они не позволяют угасать способностям развития ребенка.

Очень полно разработан метод овладения в раннем возрасте письмом, чтением и счетом Николаем Александровичем Зайцевым. Он основан на системности подачи материала и одновременно - на потребности ребенка в игре. Как всякий другой, метод требует большого количества времени и пособий. При неукоснительном соблюдении дает положительные результаты. Впрочем, как и другие.

Остается единственный вопрос: "зачем?".

Зачем ребенку учиться говорить и читать одновременно?

У проблемы раннего развития немало различных, в том числе "разнонаправленных", аспектов. Зачем ребенку заранее овладевать знаниями, в которых он все равно через некоторое время сравняется с другими детьми? Нужны ли они ему раньше срока? Не упускает ли он в погоне за преждевременными знаниями что-то очень важное безвозвратно? Развитие интеллекта - хорошо, но вдруг при этом ребенок останется недоразвитым в плане чувств. Взросление невозможно без прохождения всех игровых ступенек... Должны же быть и просто передышки!

Владимир Набоков в романе "Дар" писал о случаях ничегонеделанья в детстве и утверждал, что именно в такие моменты кажущегося безделья формируется личность ребенка.

А как раннеразвитый ребенок будет себя вести с другими детьми? Не будет ли он высокомерен по отношению к другим? Ведь, в конце концов, цель педагогики - наилучшая социальная адаптация нового члена общества. Замечено еще, что раннее развитие детей обычно практикуют родители-невротики, сами испытывающие сложности социальной адаптации, но не признающиеся в этом.

Известно еще, что человек - существо гармоническое, и искусственный рывок в чем-то одном оставляет позади другие области, образуя диспропорцию. Раннее развитие, осуществляемое неукоснительно, - своего рода сектантство, слепое служение. Оно требует постоянной жертвенности, горения, преодоления себя. Но все-таки свидетельствует о непропорциональной организации семьи.

"Дети должны быть лучше нас, если это не так, то мы ленивые родители", - написал выдающийся японский педагог Масару Ибука . Но не превращать же родительский долг в религиозное служение.

Педагоги "традиционной ориентации" модные методики - по традиции - не признают. Даже гневаются, что после падения "железного занавеса" появилось много литературы. А в итоге - дети не знают слов "нельзя" и "надо", которые они все равно должны знать и которые в сознание ребенка все равно должны внедряться. Как сказала одна моя знакомая педагог со стажем: "Все идет на уровне "хочу - не хочу". А есть и слово "надо".