Виктор Ионов. Рогозин готовит ответный удар
Виктор Ионов
Дата публикации: 3 Февраля 2004
РЖ внимательно следит за развитием событий вокруг "Родины", вернее, "Родин", поскольку на данный момент их существует как минимум две. Мы уже рассказывали читателям о ловком маневре Глазьева, среди бела дня утащившего у незадачливого националиста Дмитрия Рогозина партию (или блок, или движение, или фракцию в Думе - с каждым днем разбираться в этом все сложнее) так же ловко, как извлекает трамвайный умелец портмоне из кармана зазевавшегося гражданина.
Уже тогда было ясно, что это еще не конец истории: Дмитрия Рогозина (шатена, кстати) роль скромного белого коня, на спине которого триумфатор Глазьев въехал в большую политику, явно не удовлетворяет, и теперь, вернувшись на родину из Страсбурга, он обязательно предпримет попытку вернуться на "Родину" в качестве лидера, а не второстепенного члена вспомогательной организации.
Рогозину необходимо решить сразу несколько задач, которые не назовешь легкими. Во-первых, добиться того, чтобы кандидатом от блока на президентских выборах стал Геращенко (напомним, ЦИК не признал за ним этого права). Это позволит сделать Глазьева бастардом, отнять у него ту часть электората "Родины", предположительно довольно значительную, которая голосует за идею, а не за лидера.
Во-вторых, отстранить Глазьева от руководства думской фракцией. Цель та же - работа на уменьшение легитимности авантюриста-конкурента.
И наконец - лишить Глазьева базы, тем или иным способом отменив факт создания на базе блока единого движения "Родина", в котором Глазьев - единоличный лидер.
Первая задача может оказаться самой простой, если Рогозину поможет Кремль. Вчера Верховный суд РФ рассматривал апелляцию Геращенко на решение ЦИК, да так и не рассмотрел, отложив дело. Аналитики, а равно и анонимы из глазьевского штаба склонны трактовать это событие одинаково: в Кремле якобы испугались излишней активности Глазьева и решили тормознуть зарвавшегося самовыдвиженца. Поэтому Геращенко в итоге разрешат выдвигаться от "блокообразующей партии", а молодого экономиста просто не допустят до выборов. Косвенным подтверждением этому служит то, что ЦИК временно прекратил сверку подписных листов, представленных штабом Глазьева. Кремль, конечно, хочет честных выборов и серьезной борьбы, но второго тура явно не хочет, а Глазьев, хоть и в теории, создает угрозу второго тура. Предположительно, Геращенко до выборов все же допустят, а Глазьева могут лишить права в них участвовать. Если же не лишат, то вопрос о том, кого и какая "Родина" поддерживает, станет еще более запутанным.
С прочими задачами все куда как непонятней. В феврале пройдут съезды всех блокообразующих партий, преемник на место Глазьева во фракции тоже, по слухам, готов приступить к исполнению обязанностей. Но что заставит фракцию голосовать за снижение собственной популярности? И чего добьются партийные съезды, приняв любое из возможных решений? Только подтвердят факт раскола, не более.
Боясь этого самого раскола, впрочем, с серьезным опозданием - чего ж бояться того, что свершилось? - менее заметные лидеры "Родины", в частности Сергей Бабурин, призывают к миру. Но мира в "Родине" ждать не приходится.
А вот приходится констатировать факт, что благодаря усилиям строителей управляемой демократии политическая жизнь в стране свелась к двум разновидностям - либо "интриги Глазьева", либо "президент отстоял обедню в небольшом храме под Суздалем" - и ничего между. Разве что еще "член политсовета правящей партии выиграл золотую медаль на кубке мира по художественной гимнастике"...
И все это было бы грустно, не будь оно на самом деле еще грустнее. Как бы ни относились мы сейчас к самоубийственной склоке в "Родине", остается еще один сюжет, не вовсе малозначительный. Вне зависимости от того, допустят Глазьева до выборов или нет, он сейчас работает над проблемой не 2004, а 2008 года. По большому счету, он сам и есть эта проблема. И его штаб мог бы с большим правом называться "Комитетом-2008", чем организация, возглавляемая Гарри Каспаровым . А учитывая политические таланты, которые демонстрирует социалистический экономист, в сочетании с его политическими взглядами, перспектива эта - далеко не самая приятная для тех, кому даже нынешний президент кажется, как бы это... слегка авторитарным, что ли.