Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Алексей Невзоров. День Касьяна

День Касьяна
Алексей Невзоров

Дата публикации: 25 Февраля 2004

О тставка правительства стала событием неожиданным и отчасти непонятным даже для профессиональных политических прорицателей . Обычно мы обозначаем неожиданные и непонятные явления в нашей жизни подзабытым словом "чудо". Понятно, что Чудо не всегда обязательно означает что-то хорошее, оно может быть даже неприятным (вспомните, например, "чудовище" или "чудо-юдо"). Но прежде всего, это - непременно что-то неожиданное!

Политика - это и есть истинный мир чудес. В современном мире именно политика является "поставщиком" внезапно возникающих странных, но прежде небывалых впечатлений. Умудренный эксперт и даже искушенный политик, как всякий человек, не может описать эти ощущения , поскольку у него нет для этого языка. Когда политологи говорят, что "отставка премьер-министра РФ Михаила Касьянова - это пиар-ход, призванный возбудить интерес россиян к избирательной кампании", они подразумевают эксплуатацию архетипической "тоски по чуду" . Вот почему на фоне "стабильности", как спокойного и механического существования, периодически вспыхивает "иррациональная" потребность в удивлении или "оживлении" мира.

Недаром, концепту чуда придается статус архетипа , которое вместе с другими архетипами составляет наше "коллективное бессознательное". (Такую архетипическую природу имеет, например, исконно русская вера в возможное внезапное появление блага или страх перед возможным появлением зла.) Поэтому внезапные события всегда дают прекрасный материал для изучения "политического бессознательного", а точнее - присутствующих в психике политперсонажей бессознательных архетипических структур.

Например, политолог Сергей Марков в интервью агентству Рейтер высказал верную в своей банальности оценку произошедшего: "Это не отставка правительства. Это отставка Михаила Касьянова". Стало быть, суть дела состоит в фигуре самого Касьянова, а точнее - в тех смысловых фигурах, которые окружают имя бывшего премьера. Сама фамилия Касьянов образована от позабытого, но некогда распространенного крестильного мужского имени Касьян (от cassus - пустой). Ряд исследователей выводит эту фамилию из ключевого слова 'касьян' . Так в прежние времена человек назывался профессиональный косарь, зарабатывающие на том, что подряжался скашивать поля, угодья. Недаром все время существования кабинет министров называли техническим , а самого премьера - "идеальный технический премьер" .

Четыре года назад, в високосном 2000 году, Михаил Касьянов был предложен президентом Путиным на должность председателя правительства, а освобожден был также в году високосном. Нередко високосный год называют еще годом Касьяна (по имени преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, чья память празднуется 29 февраля/13 марта). Нужно заметить, что русские люди исстари считали високосные годы богатыми на беды. Тогда, по мнению крестьян, прилучаются всевозможные беды и несчастия: и скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Русские пословицы говорили так: "Касьян на народ - народу тяжело. Касьян на траву - трава сохнет. Касьян на скот - скот дохнет".

Поскольку праздник св.Касьяна случается только в високосный год, то и шлейф несчастий стал прочно связан с именем Касьяна. Таким образом, Имя стало своего рода символом - виновником всех общественных бедствий. Характерно, что никто из заметных публичных фигур не выразил сожаления в связи с отставкой Касьянова. Исключения составили экс-лидер СПС, а ныне банкир Борис Немцов и акционер ЮКОСа, а ныне гражданин Израиля Леонид Невзлин. По их мнению, Касьянов - лучший премьер России со времен Столыпина.

Однако в отношении большинства политиков к событию проглядывают вполне архетипические черты, характерные для русских крестьян. На Руси не только не любили, но и боялись самого имени Касьяна. Даже святого не очень уважали в народе за то, что он "глазник" , то есть может сглазить. "Касьян на что взглянет - все вянет" , - говорили мужики и твердо верили, что у Касьяна недобрый взгляд. Коли взглянет он на скотину - околеет скотина, взглянет на человека - будет тому человеку великое несчастье. В народном языке сложилось особые поговорки, характеризующие "глаз" Касьяна. Про угрюмого, тяжелого и необщительного человека говорили, что "он Касьяном смотрит". Про человека, способного сглазить, замечали: "Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, как от Касьяна, - живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут" .

"Глаз Касьяна" считался настолько опасным, что в день Касьяна не советовали даже выходить из избы, чтобы не случилось какого-нибудь несчастья. В Орловской и Рязанской губерниях крестьяне в этот день старались даже проспать до обеда, чтобы таким образом избежать самое опасное время. В полном соответствии с традицией ведут себя и бывшие соратники премьера, отложившие на время свои комментарии.

Интересно, что в ряду святых угодников, чтимых православными людьми, Касьян занимает совершенно исключительное место. Это нелюбимый святой, как говорили в народе, "немилостивый". Например, в Пензенской и Тамбовской губерниях он даже не считался святым и не признавался русским. Там само имя Касьян слыло как позорное. В Вологодской губернии Касьяна считали как бы "опальным" святым. И весьма похоже, что "бессменый премьер" Касьянов всегда считался не до конца преданным "путинцем", а был известен своей близостью к так называемой "семье".

Hо не отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных людей к Касьяну, а главным образом - его "немилостивое" отношение к бедному народу. Существует известная легенда, что однажды Касьян с Hиколаем Чудотворцем шли по дороге, и им встретился мужичок, у которого воз увяз в грязи. Николай Чудотворец помог воз вытащить, а Касьян побоялся свою белую ризу испачкать. Бог увидал это и повелел: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту два раза в год. Однако это почти официальное объяснение причин наступления високосного года не везде было принято. В Hовгородской губернии крестьяне весьма своеобразно объясняли тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года: "Святой Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде".

В связи с такими представлениями о преподобном Касьяне находится и другое народное верование. В Вологодской губернии прибавляли к характеристике святого Касьяна еще одну черту, которая рисовала этого святого чуть ли не "врагом человеческого рода". Там существовала легенда, будто Касьяну подчинены все ветры , которые он держит на двадцати цепях, за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор. Говорили даже, будто он приставлен на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых на четвертый год: за отсутствием преподобного Касьяна стражниками ада служат 12 апостолов .

Современная политическая мифология полностью соответствует архетепическим сюжетам о "святом Касьяне". Недаром, в народе о Касьяне рассказывали такую легенду, будто он был вначале ангелом, но затем соблазнился на обещания и уловки нечистой силы, перейдя на сторону дьявола. Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, и он раскаялся. Господь сжалился над ним, но все-таки не до конца приблизил его к себе. По народному преданию, Бог приставил к нему ангела-хранителя, которому приказал заковать Касьяна в цепи и бить его три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпустить на волю .