От Мерлина до автаркии
15 марта 2004 г. "Новая газета" опубликовала доклад Михаила Юрьева "Крепость Россия", который даже известный своими "аналитическими докладами" Станислав Белковский назвал провокационным. (Михаил Юрьев, вице-спикер Госдумы второго созыва от партии "Яблоко", ныне - член движения "Евразия", совладелец промгруппы "Интерпром", входящий в сотню наиболее состоятельных граждан России).
Основная мысль доклада: "Политика изоляционизма - единственное спасение России от исчезновения". Мы не будем комментировать многочисленные доказательства этого сомнительного утверждения, так как большинство положений доклада ничего, кроме недоумения, вызвать не может. Приведем лишь несколько обширных цитат.
*"Если экономика России совершит поворот к изоляционизму, но сохранит имеющийся ныне рыночный принцип организации, то аскетичной она не будет, как не была аскетичной экономика рекордсмена XX века по экономическому росту — Германского третьего рейха: несмотря на провозглашенный приоритет пушек над маслом, в нем производились не только "тигры" и "пантеры", но и революционные для своего времени (притом доступные народу по цене) "фольксвагены"...
"Нет в стратегическом плане более важной задачи для России в экономической политике, чем провозглашение автаркии как цели и, соответственно, подготовка, поворот и собственно движение к ней. Подготовка должна включать разработку идеологии, обосновывающей необходимость этого, и убеждение в ней значительной части общества. Вряд ли это особенно сложно, даже без ссылки на традиционный русский менталитет, поскольку основывается на универсально базовой ценности: независимость нации и государства превыше всего. Любое же взаимодействие с окружающим миром есть вступление в зависимость от него. (здесь и далее выделено автором - ред. )Те же принадлежащие иностранному капиталу предприятия, которые уже существуют, не надо национализировать — достаточно объявить, что заработанные ими рубли государство не будет обменивать на иностранную валюту, а покупка ее на рынке невозможна. Конечно, весь мир при этом совершенно справедливо скажет: что теперь уж точно никогда, ни через сто лет, ни через двести, никто не будет вкладывать деньги в Россию — и это особенно радует и греет душу."*
О системе разделения властей: Сегодня эта система даже там является анахронизмом, потому что какой смысл уравновешивать выборной парламентской властью выборного же президента или выборной верхней палатой выборную же нижнюю? Существует же она в рабочем режиме только в силу многовековой традиции, которой у нас нет, так что зачем нам иметь порознь избираемых главу государства и парламент — непонятно. Само по себе распределение власти на несколько центров никакого положительного эффекта не дает — иначе владельцы корпораций назначали бы не одного, а двух или трех президентов.
... При уже установившейся автаркии, даже и неполной, вообще нет нужды в какой-либо политике — она сводится к разведке и выстраиванию на ее основе оборонной политики.
Общие выводы доклада таковы:
*1. Отставание России в экономике от Запада, а теперь и Китая благодаря политике 90-х годов столь велико, что преодолеть его даже за несколько десятилетий можно, только имея постоянные сверхвысокие темпы роста. А поскольку Запад и Китай в своем экономическом развитии в это время тоже не будут стоять на месте, то темпы роста должны быть не просто сверхвысокими, а все время очень сильно опережать их темпы роста.
-
В открытой экономике это принципиально невозможно.
-
Если мы не ликвидируем или хотя бы не сократим радикально это отставание, нас неминуемо в обозримом будущем ликвидируют как независимую страну и отдельную цивилизацию.
-
Следовательно, нам надо переходить к закрытой экономике. Это тем более актуально, что в сложившемся мировом порядке воспользоваться самыми сладкими плодами экономики открытой нам никто не даст.
-
Закрытая экономика может обеспечить потребные темпы роста, если будет еще более либеральной, в частности более остроконкурентной, чем западная. Никакого возврата от рынка к госпланированию при этом не требуется.
-
Чтобы выстоять в противостоянии с Западом, избежать которого мы не можем, помимо смены экономической политики и для того, чтобы такая смена стала возможной и рабочей, нужна и существенная смена идеологии.
-
Основным инструментом такой смены является создание существенных отличий от Запада в разных сферах жизни, укладывающихся на определенный вектор и тогда становящихся цивилизационными барьерами. Такие барьеры сильно изменят весь менталитет нации.
-
Внешняя политика, кроме как в отношении небольшого количества дружественных стран, должна базироваться на значительной, хотя и не полной, изоляции от окружающего мира, в том числе на полном отказе от участия в многосторонних международных отношениях. Двусторонние отношения должны перейти на жестко прагматическую основу с полным отказом от общечеловеческих ценностей, как и вообще от всего, кроме своих интересов.
-
Все эти изменения в экономической, идеологической, внешней, а если понадобится, то и внутренней политике взаимно усиливают друг друга. В совокупности они образуют концепцию "КРЕПОСТЬ РОССИЯ".
-
Эта концепция нужна на несколько десятилетий, чтобы выиграть очередную холодную, а если придется, то и горячую войну. После того, как это произойдет и угрозы из п. 1-3 исчезнут, ее время, по крайней мере в изложенном здесь виде, пройдет.*
Источники
- Юрьев Михаил. Крепость Россия // Новая газета. 2004. 15-17 марта.