Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ИЗ РОССИИ — С «ЛЮБОВЬЮ»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Авторы бельгийского фильма не раскрывают настоящего имени «Любы». Ее легенда: дочь репрессированных родителей, потеряла работу в Томске, потом стала любовницей вице-мэра, но роман расстроился, а она уже узнала о нем много лишнего, поэтому...

Авторы бельгийского фильма не раскрывают настоящего имени «Любы». Ее легенда: дочь репрессированных родителей, потеряла работу в Томске, потом стала любовницей вице-мэра, но роман расстроился, а она уже узнала о нем много лишнего, поэтому не чувствует себя в безопасности…

Брюссель, Центральный вокзал. Вечер. Сыро и зябко. Активисты благотворительной организации разливают бесплатный суп бомжам и неимущим. Те разговаривают по-русски, не замечая, что собеседница тайком снимает их. Как-то снизу, наверное, из сумки, портативной камерой (картинка неважного качества). Жалуются на судьбу, которая забросила их сюда в поисках счастья, да так и оставила посреди Европы без денег, без документов, без статуса… Процедура соискания политического убежища закончилась с отрицательным результатом, пособия больше не платят.

Этими кадрами начинается и заканчивается фильм-расследование молодых бельгийских режиссеров Вима ван ден Эйнде и Ан Бергер, показанный по телеканалу «Кетнет». Их заинтересовал в общем-то известный факт: поток просителей политического убежища из России продолжает расти, в то время как из других стран мира сокращается.

Героиня фильма (она же оператор скрытой съемки) «Люба Уварова» сама проделала этот путь. Начался он в Москве с объявлений в «Иностранце» и «Московском комсомольце»: «Эмиграция, ПМЖ, гражданство». «Бельгия — прекрасная страна в самом сердце Европы, — читает она в буклете «турфирмы». — Там развита система социального обеспечения иммигрантов. Со второго дня после приезда государство берет вас на полное обеспечение. Вы получаете бесплатное жилье, трехразовое питание, полное медицинское обслуживание, интенсивные языковые курсы и финансовую поддержку». Ну чем не рай для одинокой женщины с высшим образованием и зарплатой в сто долларов?

…Поход по «турфирмам» в квартирах спальных районов Москвы. Везде — скрытая съемка и запись.

Служащая фирмы: «Все устраиваем лучшим образом. Там хочешь — работай, не хочешь — живи на социалку: тысяча евро в месяц. После московских взрывов легче дают статус беженца. Говорите, что боитесь возвращаться. На улице избили, милиция не реагирует. Главное — разжалобить. Хорошо, если есть справки. Но они там доверчивые. Пройдете собеседование, дадут статус — сразу оформляйтесь на ПМЖ. Это улучшенные жилищные условия, возможность трудоустроиться в любой стране, которая подписала Женевскую конвенцию по беженцам. Выезд организуем за 500 долларов. Там за услуги адвоката надо будет заплатить 1300. Возьмите с собой две с половиной. Если с возможностью ездить туда-сюда, то это другой адвокат, и его услуги — 1000 долларов. Можно и сразу купить гражданство. Это дороже. До 45 тысяч. Дешевле всего греческое. Но Греция — в Евросоюзе, и оттуда — куда хочешь. У нас в греческом посольстве свои люди. Если каких документов и справок не хватает — сделаем».

У «Любы» (и у продюсеров фильма) денег на покупку гражданства не было, и пришлось довольствоваться вариантом политического убежища. Камера снимает выплату задатка. Шелестят купюры. Все в порядке. Остальное — по получении визы, билетов, координат встречающего на месте «агента».

…Автобус Москва — Париж с такими же, как «Люба», туристами отправляется на Запад. Проверка документов на «шенгенской» границе во Франкфурте-на-Одере. Кого-то ссаживают, но у «Любы» документы в порядке. Правда, как и остальным, ей приходится рассказывать легенду, почему билет в один конец.

…Северный вокзал Брюсселя. Сюда приходят международные автобусы. «Люба» звонит по полученному в «турфирме» номеру мобильного телефона — и через час-другой появляется «Виктор». Он и есть тот самый «агент». В машине передает заготовленный листок с инструкциями. Итак, за его посреднические и переводческие услуги — сразу пятьсот (уже евро). Столько же — за прием у адвоката, который на основе ее данных составит легенду для властей. Дедок проработал в секретариате по беженцам тридцать лет, придуманная им легенда гарантирует благополучный исход. Еще 250 — ему же на обжалование результата первого собеседования, который обычно, «для порядка», бывает отрицательным.

…Узкая лестница наверх в обшарпанном подъезде где-то в старом Брюсселе. В скромной адвокатской конторе встречает опрятный старичок лет под семьдесят. «Виктор» переводит, тот выслушивает, записывает. Приободряет. Мол, в бельгийском секретариате — все дураки, и им легко запудрить мозги. Но легенда все же должна быть сильной.

И вот «Люба» — дочь репрессированных родителей, которых реабилитировали в начале 90-х. Потеряла работу в Томске, но потом стала любовницей аж вице-мэра. Роман расстроился, а она уже узнала о нем много лишнего, поэтому не чувствует себя в безопасности… Нужны документы. Вернее, информация, по которой сделают документы. Информацию нашла в интернете на официальных сайтах. И вскоре получила пакет документов, о необходимости которых ее в Москве не предупреждали. Даже выданные якобы в Томске водительские права. Все это стоило незапланированных 700 евро.

…Очередь в подъезд стеклянной башни секретариата МВД Бельгии недалеко от того же Северного вокзала. Сотни «азюлянтов» (от слова «азиль» — «убежище») разного цвета кожи занимали ее с ночи. Как только дверь открылась, толпа ринулась во внутренний двор. Камера выхватывает «Любу». Она получила номерок на собеседование. Потом с ней беседовали два раза по два часа. Очень любезные люди: чиновник, переводчица. Читали фальшивые документы, внимательно слушали фальшивую легенду. Легенда, даже по «Любиной» оценке, была неубедительная и глупая. Московские обещания квалифицированной юридической помощи оказались фикцией. «Люба» получила негатив. А ведь все сделала, как сказали.

В отличие от других «агентов», исчезающих после получения первых денег, «Виктор» дал свой постоянный номер телефона. Посочувствовав, посоветовал действовать по статье 9.3. Есть такая в бельгийском иммиграционном законодательстве. Это когда человек уже живет в стране три-четыре года, оброс друзьями, связями, интегрировался, освоил язык, учится, не может по ряду причин вернуться на родину.

И снова — адвокат, сочинение новой легенды, изготовление нового пакета фальшивых документов, сбор рекомендаций фальшивых друзей. Все это «Виктор» оценивает еще в 2500 евро. По его словам, статья 9.3 на 95 процентов обеспечивает вид на жительство…

Наутро после показа фильма по телевидению полиция арестовала адвоката и «Виктора». Обоим грозит до 15 лет тюрьмы по статье «Торговля людьми». Вскрыты сотни компьютерных файлов с легендами русских «беженцев». В прокуратуре не исключили новых арестов. Журналистское расследование возымело мгновенный эффект. Редчайший случай.

Реакцию моих знакомых из числа приехавших в Бельгию с надеждой закрепиться можно деликатно назвать неоднозначной. Под «процедурой» за статусом беженца и уже с двумя негативами четвертый год живут филолог из Бишкека Алексей и пилот из Подмосковья Владимир. Какая там тысяча евро! Смеются. Скромное пособие, плохонькая, по местным меркам, социальная квартирка, запрет работать, передвигаться по Европе. Но надеются в конце концов получить право на ПМЖ по статье 9.3. Копят чеки на покупки и оплату услуг, ходят на языковые курсы, на воскресные сходки с местными общественниками, которые потом будут свидетельствовать об их интеграции. И не хотят обратно. Как многие другие, для которых фиктивное соискательство статуса беженца стало единственным шансом уехать, найти лучшую жизнь. Какая там политика! Цинично, но цель оправдывает средства. А что до тех, кто наивно поверил «турфирмам», то это их проблемы. Фильм насторожит власти, создаст у бельгийцев негативный образ российских иммигрантов. Труднее будет выехать, а легальных путей практически нет.

Еще более резкие высказывания я нашел на форуме русского эмигрантского сайта в Бельгии.

«Налицо кооперация спецслужб стран СНГ (путинской РФ в первую очередь) с МВД Бельгии в рамках масштабной провокации, направленной на дискредитацию политического убежища как института: соискатели убежища = искатели лучшей доли = авантюристы, лгуны и подонки»… «Не сдаваться, просто продолжать жить и бороться за место под этим солнцем. Поймать бы эту суку да придушить»…

Авторы фильма не раскрывают настоящего имени «Любы». В кадре ее внешность изменена. Эмиграция из России стала бизнесом, где крутятся миллионы, а в Москве убивают и за меньшие деньги. Принцип этого бизнеса в том, что клиенты, заплатившие немало и не получившие желаемого, готовы отдать еще немножко, чтобы добиться-таки своего. И так до истощения.

С 1 мая, с расширением Евросоюза, у бизнесменов от эмиграции появляются новые возможности. Наверное, кипрское или литовское гражданство для жаждущих россиян обойдется дешевле греческого. А из Вильнюса — хоть в Лондон.