Евгений Коган. Есть ли жизнь послезавтра?
К ажется, целый месяц кинотеатры по всему миру всерьез предупреждали о приближении мировой катастрофы. Уже много раз разрушали Нью-Йорк в американском кино: даже трагедия 11 сентября , когда кадры разрушающихся "близнецов" показывали в прямом эфире, воспринимались сначала как эпизоды нового американского блокбастера. Но теперь режиссер Роланд Эммерих решил не просто разрушить город, он снял фильм о мировой экологической катастрофе. И пощады не будет никому...
Фильм "Послезавтра", стартовавший практически одновременно по всему миру, описывается всего несколькими словами: фильм-катастрофа, бюджет - 125 миллионов долларов. И все понятно. В этих словах заложен неоспоримый факт: картину ждет кассовый успех. Первые показы свидетельствуют, что так оно и будет. Продюсер Марк Гордон еще до премьеры говорил о грядущем успехе как о чем-то свершившемся: "Наше эпическое сказание о борьбе за жизнь и героизме не дает зрителю ни минуты передышки и поражает своими визуальными эффектами. Это искрометное зрелище полностью оправдывает ожидания, которые зрители возлагают на Роланда Эммериха..."
Итак, лед в Антарктиде трескается, птицы бросают гнезда и с криком летят куда-то в неизвестном направлении, звери в зоопарке бьются в истерике, Гольфстрим меняет направление, торнадо уничтожает надпись Hollywood и прочие вечные ценности, а Нью-Йорк сначала скрывается под гигантской волной, а потом замерзает. И только факел, который сжимает в каменной руке Статуя свободы, торчит из-подо льда, словно напоминая о существовавшей когда-то западной цивилизации...
Собственно, это все. То есть в фильме, конечно, есть и приключенческий, и мелодраматический сюжеты, но вроде бы режиссер как-то обмолвился: мол, история понадобилась только для того, чтобы показать эпические картины разрушения современной цивилизации . И, честно говоря, этому хочется верить, потому что, в отличие от потрясающих спецэффектов, собственно, история в "Послезавтра" никак не удается. Вокруг люди гибнут тысячами, дома рушатся, президент США бьется в истерике, а подростки, запертые в здании публичной библиотеки, рассуждают о прошлогодних каникулах. Кстати, интересно, что горстка выживших в Нью-Йорке людей запираются как раз в библиотеке (если вспомнить "Рассвет мертвецов", как классический, так и ремейк , так там люди спасались в супермаркете - современном храме). Но это - лишь повод для будущих размышлений.
Мы-то - не об этом, мы - о другом. О том, что сценаристы не следят за историей. Они забывают о связном и логичном сюжете, потому что главное в таком фильме - спецэффекты. Но масштабно показанных природных напастей Эммериху мало, и он с удовольствием смакует подробности отдельных человеческих смертей, создавая замысловатую галерею аллегорий на все вкусы - от глупости до самопожертвования (почему-то особенно не везет телевизионным журналистам). А отец одного из подростков, обязательный в таких случаях честный ученый-метеоролог с проблемами в семейной жизни, топает из Вашингтона до Нью-Йорка на снегоступах, чтобы спасти сына.
Уровень пафоса в таких фильмах попросту зашкаливает. И поступки главных героев, продиктованные реже глупостью, а чаще - вдруг проснувшимся героизмом, вызывают в зале искренний смех. Особенно смешны редкие (к счастью) лирические моменты. И очень смешно тогда, когда Эммерих опускается до примитивных нападок на американскую администрацию. Впрочем, после успеха Майкла Мура в Каннах такие нападки, видимо, войдут в моду. Да и зрителям нравится . Кстати, интересная задумка: правительство США официально просит Мексику пустить через границу беженцев, но мексиканцы границу перекрывают и разрешают жителям самой демократической державы в мире перейти ее только после того, как США прощает странам Латинской Америки весь внешний долг. Но эта антиглобалистская тема, к сожалению, развития в фильме "Послезавтра" не получает. А жаль, мог бы выйти отличный памфлет.
Именно нелепый сценарий и есть главная претензия к фильму Роланда Эммериха. Потому что специалисты по спецэффектам поработали на славу. Все эти катастрофы (которые, к слову, занимают не самую большую часть фильма) выполнены так, что вызывают восхищенный вздох зала. Как, впрочем, и один из самых эффектных эпизодов фильма, когда люди, сидящие на верхних этажах здания, видят сквозь оконные стекла, как по улице проплывает корабль. Хотя автор "Афиши" отмечает , что это прямая цитата из фильма "Ураган", снятого целых двадцать пять лет назад. Но даже этот пытливый критик не мог не отметить "маленькие прелести": например, Дели, на который валит снег...
Кстати, возвращаясь в начало материала и к мудростям про изреченные мысли. Так получилось, что во время съемок творились дела , свидетельствовавшие лишь об одном - климат на Земле уже начал меняться. Так, в июле 2002 года над Китаем выпал гигантский град - градины достигали размера яйца. Через месяц Европа сильно пострадала от жуткого наводнения. За один ноябрьский день над США пронеслись семьдесят пять торнадо. А в Монреале, где проходили съемки, зима была такой холодной, какой не бывала многие десятилетия. Перечисляем дальше: в марте 2002 года, через несколько дней, как в сценарии "Послезавтра" были описаны схожие события, один из ледяных шлейфов в Антарктике обрушился в океан. Циничный Эммерих тогда шутил, что стоит поскорее приступать к съемкам, пока не пришлось заниматься документалистикой.
Параллельно с "Послезавтра" на экраны вышел еще один фильм-катастрофа: "Бессмертные: война миров", в котором над Нью-Йорком 2095 года (не уничтоженным гигантской волной) летает НЛО в виде пирамиды и с древнеегипетскими богами в качестве экипажа.
За этот фильм обидно - из-за многомиллионных блокбастеров "Бессмертные" как-то затерялись . А жаль. Во-первых, потому что картину поставил широко известный в узких кругах французский югослав Энки Билал, один из столпов искусства комикса, обладатель награды Ангулема и прочих престижных призов. И, во-вторых, потому что, несмотря на общую шизофреничность происходящего на экране, "Бессмертные" выглядят куда более логичными, нежели "Послезавтра". Как минимум потому, что режиссер четко выдерживает раз и навсегда выбранную линию повествования, не отклоняясь в лирику и не впадая в пафос. Да и сюжет, чего греха таить, хорош, хоть и слегка устарел .
Правда, возвращаясь к "Послезавтра", все эти катастрофы, нарисованные на компьютере, пугают значительно меньше, чем более реалистичные (и менее дорогие), но также описанные в кино происшествия. Например, когда великий австриец Михаэль Ханеке в своем "Времени волков" описывает, что будет, если пропадет электричество, - вот тут становится действительно страшно .
Но что искренне удивляет. Вроде бы понимаешь, что все творящееся на экране - кино, предназначенное для того, чтобы приносить многомиллионные прибыли. А вот, поди ж ты, захватывает. То есть после окончания "Бессмертных" понимаешь , что все это - сказка. А вот после фильма Эммериха, я, выходя из кинозала, как-то с опаской посмотрел на небо, с которой начал накрапывать мелкий дождик. А когда дождик начал капать сильнее, мне стало как-то не по себе. Потому что у Эммериха все тоже начиналось с дождя...