КЛУБЫ ПРОТИВ СБОРНОЙ
СПОРТ
Сборную СССР называли когда-то чемпионом мира в товарищеских матчах. В том смысле, что во второстепенных встречах мы обыгрывали любого соперника, но, когда приезжали на чемпионат Европы или мира, возникали проблемы. А уж чтобы на своем...
Сборную СССР называли когда-то чемпионом мира в товарищеских матчах. В том смысле, что во второстепенных встречах мы обыгрывали любого соперника, но, когда приезжали на чемпионат Европы или мира, возникали проблемы. А уж чтобы на своем поле в «Лужниках» «задавить» фаворита… Например, хорошо помню, как советская команда громила португальцев. Португальцы всегда были техничнее, но их сборной не хватало физической мощи и духа — того, чем славились команды немецкие или советские. И, попав под скоростной «красный каток», южане часто ломались.
Назвать «товарищеским чемпионом» сборную России язык не повернется, хотя сегодня из-за нашего рейтинга (26-е в мире) соперниками обычно являются команды Белоруссии или Израиля. Вот и в нынешнем отборочном цикле мы явно не фавориты, хотя группа довольно легкая. Словакия, Латвия, Эстония — еще недавно таких независимых футбольных единиц и не существовало. Португальская же сборная переживает кризис смены поколений.
Но за счет чего брать противника? «Физики» — той, советской, — давно нет. На чемпионате Европы те же португальцы нас не только «перекатали», но и перебегали. Техникой россияне никогда не отличались. Остается тактика — тренерские задумки и командное взаимодействие.
В этом смысле благо, что у руля остался Георгий Ярцев. Ярцев уже «тертый калач». После баталий с Уэльсом ему пели осанну, после чемпионата Европы ругали все кому не лень. А Георгий Александрович спокойно воспринял и то и другое, но выводы для себя (будем надеяться) сделал. Онопко в сборной уже нет, Гусева тоже. У Лоськова травма, но, судя по всему, Ярцев из-за этого не очень расстроился: для «Локомотива» фигура незаменимая, Лоськов в сборной все-таки игру часто тормозил.
Не могу говорить с абсолютной уверенностью, но думаю, что главное направление, которое изберет для себя Ярцев, — это командная скорость.
Но опять же — сама по себе скорость в футболе не значит ничего. Нужна скорость командная, а для ее совершенствования необходимо не один литр пота пролить всем вместе на тренировках. А как это сделать, когда команда собирается перед игрой на четыре дня, и при этом клубы — а они сегодня в положении богатого дядюшки для бедной родственницы-сборной — стараются отпустить футболистов как можно позже, да еще и матчи чемпионата России переносят в свою угоду?
Известен случай, когда партийное руководство КНДР отправило своих футболистов в глухие горы на двухмесячный сбор, а потом эта команда обыграла итальянцев. В футболе советском подобное тоже случалось не раз. Секрет успеха очевиден: минимум месяц, а лучше два-три, совместной работы вдали от цивилизации, лучше всего на высокогорье, — и эту команду будет не узнать. Но излишество длительного сбора может позволить себе перед началом сезона только клуб, но никак не сборная.
Потому перспективы «прямого» выхода нашей команды из группы довольно туманны. Будем надеяться — как всегда, в последние годы — на поддержку российских болельщиков, на то, что в день московского матча с Португалией выпадет снег…