Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ПРЕЗИДЕНТ

РАССЛЕДОВАНИЯ

Украина полностью игнорирует традиции раскрытия резонансных преступлений. И, похоже, успешно. 1 марта не генпрокурор, не шеф службы безопасности, не министр внутренних дел, а президент Ющенко лично сообщил прессе о том, что дело погибшего...

Украина полностью игнорирует традиции раскрытия резонансных преступлений. И, похоже, успешно. 1 марта не генпрокурор, не шеф службы безопасности, не министр внутренних дел, а президент Ющенко лично сообщил прессе о том, что дело погибшего в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе раскрыто.

Именно он подтвердил: убийцы задержаны и дают показания. (Любой силовик сказал бы: подозреваемые в убийстве, но на явную правовую вольность Ющенко мало кто обратил внимание.) Президент сообщил, что ознакомился с оперативными материалами и знает, как убивали Георгия. Наконец, он обвинил старую власть в крышевании убийств.

Генпрокурор Украины Святослав Пискун в тот день стрелой проносился мимо отслеживавших его журналистов. Он профессионал, работал еще при Кучме и виртуозно умеет уходить от комментариев. В отличие от нового министра внутренних дел Юрия Луценко — известного революционного деятеля, редактировавшего в свое время газету «Грани».

Выступая в воскресенье на одном из телеканалов, Луценко сначала долго пытался ничего не сказать, ссылаясь на тайну следствия. Но потом старый журналист, видимо, взял верх над новоиспеченным министром, и телезрители узнали о том, что установлены люди, сажавшие Гонгадзе в машину в тот роковой день. Более того: в распоряжении милиции находится сама эта машина. (Согласно одной из утечек, там даже сохранились пятна крови.)

Через два часа после заявления Луценко в одном из киевских подъездов взорвалась граната РГД-5. Жертвами взрыва стали сотрудник УБОПа и проходивший по делу банды «оборотней» Юрий Нестеров, которого милиция содержала под охраной на конспиративной квартире. Оба остались живы.

На следующий день профессиональный зам Луценко Геннадий Москаль успокаивал журналистов: дело «оборотней» и дело Гонгадзе не связаны. Но любой отслеживавший эту тему мог легко вспомнить о том, что главарь «оборотней» Игорь Гончаров, убитый в СИЗО в прошлом году, в своем предсмертном письме утверждал: Нестеров лично пытал журналиста «удушением», после чего тот скончался.

Впрочем, долго заниматься расследованием никому не пришлось. Уже на следующий день было объявлено об аресте двух полковников и одного генерала МВД, которые были либо непосредственными свидетелями, либо исполнителями убийства. Они начали давать показания. Согласно одной из утечек, в тот же день была найдена и голова Георгия Гонгадзе (четыре года назад под Киевом был обнаружен обезглавленный труп журналиста). Но вскоре это сообщение было опровергнуто.

Стремительное развитие событий дает основания предположить, что напуганный покушением на свою жизнь Нестеров решил сдать подельников. Вполне логично также увидеть связь между взрывом и телезаявлениями Луценко. Видимый непрофессионализм принес ощутимые результаты. Может, есть смысл назначать журналистов силовыми министрами? Будем надеяться, что так же неординарно Луценко расколет и заказчиков убийства Гонгадзе.