Original Material
Юрий Титов: Шансы Москвы очень высоки
-- Что вами сделано за несколько месяцев на посту руководителя нашей гимнастики?
-- Начали мы с просмотра кадров. На мартовском чемпионате России в Москве проанализировали составы женской и мужской сборных, а в конце апреля в Брянске провели крупный турнир с участием спортсменов специализированных детско-юношеских школ. Допустили на него практически всех, без возрастных ограничений. И в результате получили более-менее полную картину того, чем мы располагаем, каковы наши ближайшие и дальние резервы. Вывод таков: работы предстоит очень много.
Если говорить конкретнее, то в женской гимнастике, выражаясь языком игровиков, скамейка запасных отсутствует. По этой причине мы вынуждены были отказаться от участия в Универсиаде. В стане мужчин ситуация несколько иная, но не внушающая оптимизма. Налицо отставание от лидеров, более внушительное, чем в женской гимнастике. Подтверждением тому результаты последних Олимпийских игр, да и все четыре года до Афин наши мужчины выступали плохо. К тому же сборную покинули лидеры -- Светлана Хоркина и Алексей Немов. Хоркина ждет ребенка. Торжественные проводы Немова состоятся на днях во время торжества по поводу вручения национальной спортивной премии «Слава».
-- В чем причина того, что внешне благополучный вид спорта фактически оказался у разбитого корыта?
-- Объективные причины лежат на поверхности. Перемены в стране, которые можно назвать одним словом «перестройка», негативно сказались на спорте. К субъективным я бы отнес потерю системы в работе. К примеру, отсутствие тесных контактов со спортивными центрами, личными тренерами спортсменов. Не было и четкого стратегического плана на перспективу. Все это надо восстанавливать и менять. Поэтому мы и проделали такой масштабный объем работы. Отобрали совсем молодых перспективных ребят. При подготовке планируем больше внимания уделять вспомогательным дисциплинам -- батутной работе, акробатике, хореографии. Снова возвращаемся к тому, что было ранее. Например, в ранних возрастах будем практиковать упражнения под музыку, даже у мальчиков, чтобы развивать и корректировать пластику и ритмику.
Однако мы вовсе не сторонники разрушительной идеи -- «до основанья, а затем». Опыт показывает и жизнь подсказывает, что ничего разрушать не следует, надо только добавлять и постепенно менять. Наверное, поэтому наша команда тренеров и болельщиков за российскую гимнастику в широком смысле слова выбрали девиз, состоящий всего из трех слов: профессионализм, справедливость и гласность.
-- Много нареканий высказывалось по поводу тренировочной базы «Озеро Круглое», где гимнасты сборной практически живут годами. Как обстоят там дела сейчас?
-- Действительно база на «Круглом» находится в плачевном состоянии. В последнее время она больше напоминала проходной двор, нежели тренировочный центр сборной. В итоге имели место даже вопиющие факты: местные авторитеты решили там выяснить отношения между собой. В сауну пускали всех желающих, прикрываясь якобы коммерческими интересами во благо спортсменов. Словом, порядка не было. Отремонтировали только мужской гимнастический зал. Ремонт женского запланировано осуществить в феврале 2006 года. Примерно в эти же сроки начнется строительство новой гостиницы для спортсменов. Такое решение уже принято совместно руководителем Федерального агентства по спорту Вячеславом Фетисовым, губернатором Московской области Борисом Громовым и администрацией Дмитровского района.
-- Дебютным турниром для вашей команды станет предстоящий чемпионат Европы. Главный тренер сборной Андрей Родионенко еще в начале года высказался в том смысле, что пока медали для наших гимнастов не самоцель, главное -- наладить систему в работе. Тем не менее вы на что-то рассчитываете?
-- Уверен, медали будут. Только не знаю, какого достоинства. Причины для такого заявления имеют под собой основу. Если наша молодая гимнастка Юлия Ложечко завоевала на Кубке мира «серебро», победив сильных румынок, то и в Венгрии мы вправе рассчитывать на нее. Состав сборной, которая поедет в Дебрецен, уже определен. Помимо Ложечко, в команде: Анна Павлова, Елена Замолодчикова, Алена Змеу, Лейла Груздева, Сергей Хорохордин, Николай Крюков, Александр Сафошкин, Андрей Лиховицкий, Анатолий Васильев, Антон Голоцуцков, Максим Девятовский.
-- Олимпийский скандал с судейством Алексея Немова показал, что России надо вводить больше представителей в международные спортивные организации. В этом направлении предпринимаются какие-то шаги?
-- Для справки скажу, что после случая с Немовым президент МОК Жак Рогге настоял на пересмотре правил судейства в спортивной гимнастике. И в этом плане работа началась. Сейчас в Международной федерации гимнастики (ФИЖ) -- два представителя России: Леонид Аркаев и Любовь Бурда. Она стала вице-президентом женского техкома. В скором времени состоятся перевыборы в Европейской федерации гимнастики (УЕЖ). Мы будем предлагать российских представителей во все комитеты. Кроме того, Светлана Хоркина вошла в состав комиссии спортсменов МОК. Ее предложения, в частности, об участии членов комиссии спортсменов в работе техкомов и в чемпионатах мира были поддержаны и документально закреплены.
-- В свое время в составе оценочной комиссии МОК вы побывали во многих городах. Что больше всего запомнилось?
-- Все поездки запомнились. В разные годы я побывал более чем в десяти городах-кандидатах, борющихся за право стать столицами Олимпийских игр. К примеру, в Пекине меня потрясли по тем временам суперсовременные многоэтажные гостиницы. Но картина полностью менялась, когда мы входили в холл. Никакого модерна -- древний Китай. Это удивительное сочетание потрясало и настраивало на философский лад.
Или в Париже, кажется, в году 97-м нас посадили в маленький экскурсионный вертолет, чтобы осмотреть город сверху. Вместо пола -- стекло, и кроме крыш домов и собственных ботинок ничего не видишь. До сих пор вспоминаю те ощущения. К тому же в тот день нас сильно трясло. Тем не менее тот полет изменил мое представление о городе. Раньше мне казалось, что Париж -- это место, где яблоку негде упасть. А оказалось, что там очень много зеленых площадок, где можно было проводить открытые соревнования, к примеру, конные. Кстати, тогдашний замысел организаторов был в чем-то созвучен с нашим сегодняшним. Парижане также располагали практически все спортивные объекты вдоль Сены.
Основной задачей членов нашей комиссии было сличить то, что было написано в заявочной книге кандидатов, с тем, что существовало в реальности. Иными словами, нам надо было выявить несоответствия или недостатки. Но по большому счету, как правило, все города, которые хотели получить Олимпиаду, были готовы довольно хорошо.
-- На вашей памяти были случаи, когда город-кандидат, явно уступавший остальным, затем побеждал на выборах?
-- Афины -- свежий пример. Да и в дальнейшем проведение Олимпиады в греческой столице вообще было чуть ли не под вопросом. Город испытывал большие проблемы с завершением строительства спортивных объектов и с транспортом, но это не помешало Афинам организовать одни из лучших Игр последних лет.
Но были и обратные примеры. Например, отдавая предпочтение Лос-Анджелесу и Атланте, поначалу мало кто сомневался, что организаторы все сделают по высшему разряду. Однако в Атланте сразу появились сложности с водителями автобусов, доставлявших спортсменов на олимпийские арены. Многие из этих волонтеров даже не знали маршрутов, и потому были случаи, когда спортсмены опаздывали к началу соревнований. Или в 84-м в Лос-Анджелесе я, к удивлению, обнаружил, что тренировочный зал для гимнастов и тот, где им предстоит выступать, разделяет улица. То есть фактически спортсменам пришлось бы выходить на старт, пробираясь через толпу болельщиков и зрителей. Ситуацию нужно было менять. В итоге наспех соорудили мост для спортсменов, который в шутку потом называли моим именем.
-- Понятно, что члены оценочной комиссии должны быть беспристрастны. Но был город-кандидат, который вызывал у вас симпатии?
-- Да, Кейптаун. И даже в то время, возможно, вопреки существующим правилам я открыто призывал голосовать за него, поскольку считал, что Игры в Южной Африке дадут мощный толчок для развития спорта на континенте. Откровенно говоря, я до сих пор испытываю чувство неудовлетворенности, что Олимпиада так и не состоялась в этой части света. Сейчас организовать ее будет более проблематично, поскольку таких площадок, которые предлагались тогда под спортивные объекты, осталось уже не так много. Да и время упущено.
-- А как вы оцениваете шансы Москвы на предстоящих выборах?
-- Очень высоко. У нас множество спортивных объектов, которые уже функционируют. Нет сомнения в том, что будут построены новые. Плюс поддержка на всех уровнях. О мэре Москвы Юрии Лужкове даже не надо говорить. Он на деле доказал, что Москве по силам принять такие масштабные Игры. Пример тому -- Всемирные юношеские игры. Но даже если Москва не выиграет с первого раза, как это случается нередко, расстраиваться не стоит. Самое главное, что сама идея проведения Олимпиады в Москве нашла поддержку на всех уровнях, в том числе и у простых граждан страны.