Original Material
"Многие хотят раз за разом вытягивать Россию за ушко да на солнышко"
-- В процедуре мониторинга нет ничего унизительного или дискриминационного для России. Любое государство при вступлении в Совет Европы берет на себя обязательства, ход их выполнения и проверяется. На этот раз необходимость рассмотрения ситуации в России была инициирована не в последнюю очередь нашей делегацией, потому что нам важно добиваться признания со стороны ПАСЕ того прогресса в демократизации российского общества, который очевидно имеет место.
-- А как же критика в адрес России?
-- В докладе ПАСЕ есть желание оказать стране конструктивное содействие. Но многими процедура мониторинга рассматривается и как возможность оказания давления на страну, раз за разом вытягивать ее за ушко да на солнышко. С таким подходом мы боремся и прекрасно понимаем, кто в какой команде играет.
В докладе есть объективные для России ориентиры. Например, конвенции, которые Россия обязалась ратифицировать, -- о запрете смертной казни, о гражданстве, о борьбе с коррупцией... Мы очень заинтересованы в решении упомянутой в докладе проблемы дедовщины в армии. Или проблемы обеспечения плюрализма мнений на государственных теле- и радиоканалах. Согласны мы и с тем, что необходимо передать все следственные изоляторы досудебного содержания в ведение Минюста.
Но есть в докладе и субъективные оценки. Как только доходит до темы вертикали власти, управляемости страной, политических реформ, будь то избрание губернаторов, переход на пропорциональную систему выборов или создание общественной палаты, -- все трактуется в черных тонах. Мы с этим не согласны и будем вносить поправки в текст.
-- Когда мониторинг России будет прекращен?
-- У нас есть основания рассчитывать на то, что в этом году мы сможем принять конкретные решения, связанные с выполнением наших обязательств перед ПАСЕ. Тогда мы будем инициировать рассмотрение доклада по России не по истечении двухлетнего цикла, а, скажем, будущей весной. Мы заинтересованы в том, чтобы ПАСЕ признала наше соответствие своим стандартам и сняла с России мониторинг. Для нас это очевидная цель, и мы хотели бы добиться ее как можно раньше.