Original Material
«Градусником лояльность к Латвии не измерить»
О новых поправках и о процессе приобщения русскоязычного населения к гражданству страны «Времени новостей» рассказала глава Латвийского управления натурализации Эйжения АЛДЕРМАНЕ.
-- Речь не идет о введении какого-то принципа лояльности! Просто в одном из предложений сказано, что человек должен быть лоялен латвийскому государству. Это нормально для любой страны. Но люди почему-то очень напуганы и считают, что будет какая-то особая процедура проверки лояльности...
Но это не так! Я считаю, если человек решился натурализоваться, это уже в какой-то степени доказывает его лояльность. Чтобы стать гражданином, он сдает экзамены на знание государственного языка и истории Латвии, а также подписывает клятву. Я верю, что человек, сделавший все это, -- лоялен. Я уже 11 лет работаю в управлении натурализации и постоянно общаюсь с теми, кто решил стать гражданином Латвии. Я уверена: абсолютное большинство действительно лояльны Латвии. Мы же с ними разговариваем, общаемся. Мы это чувствуем. Мы, в конце концов, видим, с какими лицами они получают бумагу, свидетельствующую о том, что им присвоено гражданство...
А инструмента для измерения лояльности не существует! Нет такого градусника, который можно приложить к человеку и сразу получить результат: лоялен на 100%, на 80% или только на 50%!
-- Тем не менее новый вариант закона отказывает в предоставлении гражданства целому ряду лиц: тем, кто связан с международным терроризмом, кто представляет угрозу государственной безопасности или общественному порядку, кто работает в антигосударственной или преступной организации. О чем идет речь?
-- Ограничения на получение гражданства существуют в любом государстве. В Латвии последний раз подобные поправки вносились в 1998 году. С тех пор мир очень изменился -- появился международный терроризм, многим государствам брошены новые вызовы, и мы должны это учитывать.
-- А кто занимается сбором информации о претендентах на получение гражданства?
-- Это задача спецслужб. Нам предоставляют сведения четыре учреждения -- информационный центр МВД, полиция безопасности, управление по делам гражданства и миграции и центр документации последствий тоталитаризма. Если претендент на гражданство, по данным этих учреждений, преступил какой-то закон, то в данный момент он не может натурализоваться, и мы в письменном виде извещаем его об этом. А он в свою очередь имеет право оспорить такое решение, обратившись в генеральную прокуратуру.
Есть отдельные случаи, когда мы пишем отказы сами, не обращаясь ни в какие учреждения. Скажем, нам нередко приходят заявления на натурализацию от заключенных, а по закону претендовать на гражданство такие люди могут только после погашения судимости, о чем мы им и сообщаем.
-- В России уже говорят о том, что права натурализоваться в Латвии будут лишены все люди, когда-либо состоявшие в компартии...
-- Знаете, я с огромным удивлением узнала, что мне приписывают слова о том, что бывшие коммунисты не смогут стать гражданами. Никогда я такого не говорила! К сожалению, случилось недоразумение -- в одной из латвийских газет были неправильно приведены мои слова. Речь о другом -- претендовать на гражданство не могут люди, которые активно работали в коммунистической партии после 13 января 1991 года, когда она была запрещена в Латвии. Но в этом нет ничего нового -- такой запрет появился еще в 1994 году. И он ни в коей мере не относится ко всем коммунистам советского периода! Таких людей в Латвии очень много, и они везде работают, в том числе в системе государственного управления.
-- Когда Латвия все-таки решит проблему неграждан? Судя по всему, автоматического предоставления гражданства не будет и всем негражданам предстоит пройти через процесс натурализации...
-- На этот вопрос нет точного ответа. Сейчас в стране остается более 400 тыс. неграждан. В сентябре мы торжественно поздравим 100-тысячного человека, получившего гражданство через натурализацию. Когда мы начинали процесс натурализации, неграждан было примерно 730 тысяч...
Большая часть неграждан -- это люди очень преклонного возраста. Им уже трудно учить латышский язык, при этом особых проблем в жизни из-за отсутствия гражданства у них нет. Латвия -- это не та страна, где человек не может общаться по-русски в магазине или просто на улице. Социальные гарантии у них примерно такие же, как у граждан.
Единственная проблема в том, что в общий трудовой стаж негражданам не засчитывается работа в России. Но это проблема только для тех, кто долгие годы работал в России, а потом приехал в Латвию. У пожилых людей нет денег и желания путешествовать, а значит, паспорт гражданина, который дает право свободно пересекать границы ЕС, им тоже не нужен. Думаю, такие люди будут спокойно жить в статусе негражданина и дальше. Таких у нас около 120--130 тысяч.
Еще где-то 100 тыс. человек -- это дети неграждан, рожденные после 1991 года и имеющие право на автоматическое получение гражданства. Они просто зарегистрируются как граждане Латвии.
Еще 120--130 тыс. человек могут получить гражданство через натурализацию. А когда они захотят сделать это... Знаете, принятие такого решения -- очень индивидуальный процесс для каждого человека.
===============================
Негражданами в Латвии считаются люди, въехавшие на территорию страны после ее присоединения к СССР в 1940 году, а также их потомки, в том числе рожденные в Латвии в советский период. Неграждане не имеют права голоса на выборах и не могут быть избраны. Негражданин может натурализоваться, если ему исполнилось 15 лет, он не менее пяти последних лет живет в Латвии, зарегистрирован в Регистре жителей и имеет легальный доход. Натурализация включает в себя проверку знаний латышского языка, истории Латвии и основных положений конституции. Также нужно выучить наизусть гимн страны. Еще придется заплатить 20 латов (примерно 35 долл.). Паспорт гражданина Латвии является одновременно паспортом гражданина ЕС.