Дата
Автор
Русский Newsweek
Сохранённая копия
Original Material

Перископ № 37

Перископ № 37 | Правозащитники

КУДА ПРОПАЛИ?

Российские и международные правозащитники уверены, что в Чечне похищают гораздо больше людей, чем об этом заявляют власти республики. «По статистике, которую наши представители ведут в Чечне с 2000 г., в республике за последние пять лет пропало без вести от 3000 до 5000 человек»,—сказал Newsweek представитель правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов. А в начале недели на встрече с начальником департамента по проблемам преступности юридического директората Совета Европы Джоан Маргарет Киллерби президент Чечни Алу Алханов назвал другие цифры: 2500 человек. По мнению Александра Черкасова, эти цифры основаны на данных прокуратуры, но правоохранительные органы республики «не всегда принимают» заявления об исчезновениях людей. В пятницу коллег из «Мемориала» поддержала «Международная амнистия»: на пресс-конференции в Москве Виктория Уэбб—сотрудница «Международной амнистии», отвечающая за исследования по России,—заявила, что российские власти «не предпринимают достаточных усилий», чтобы выяснить масштабы похищений.

Разведчики

А НАЧАЛЬНИКИ-ТО ЗНАЛИ

На прошлой неделе была приговорена к трем годам тюрьмы рядовая армии США Линди Ингленд—последняя из девяти американских военнослужащих, осужденных за издевательства над заключенными иракской тюрьмы Абу-Грейб. Семеро сержантов получили в прошлом году сроки от 6 до 12 месяцев, капрал Чарльз Грейнер, признанный руководителем преступной группы, сел на 10 лет. Во всех случаях суд решил, что низшие чины действовали по собственной инициативе и начальство ничего об этом не знало. Однако правозащитная организация HumanRightsWatchобнаружила новые случаи издевательств над заключенными: пленных иракцев мучили в военной разведке 82-й воздушной дивизии, размещенной в Фаллудже. Их почти ежедневно избивали, держали в «мучительных позах» и складывали из них «живые пирамиды»—точь-в-точь как в Абу-Грейбе. Причем, как стало известно Newsweek, на этот раз насилие было санкционировано старшим офицером—об этом сообщили два источника журнала в военной разведке, причастные к расследованию (оба отказались быть названными). «Мы теперь знаем, что их командиры давали подробные приказы о таком обращении, чтобы выбить показания из подследственных»,—сказал NewsweekТом Малиновски, глава отделения HumanRightsWatchв Вашингтоне. О пытках сообщили военной полиции сами разведчики—капитан Йэн Фишбек и двое сержантов. Причина: они чувствовали «все большее разочарование в авторитете командования, видя, что оно все знает, но ничего с этим не делает».

Дипломатия

С УЧЕТОМ РЕАКЦИИ РОССИИ

Борис Березовский представляет собой реальную угрозу для латвийского государства и поэтому должен быть включен в список нежелательных лиц, заявил на минувшей неделе премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис. Министра публично поддержала президент Вайра Вике-Фрейберга.

В Латвии Березовский был 21 сентября: вместе с младшим братом президента США Нилом Бушем проводил презентацию образовательных программ, которые разрабатывает фирма последнего. Но в Риге считают, что все это—только прикрытие для «антилатвийской деятельности» Березовского. «У нас есть повод думать, что господин Березовский был связан с властями России и определенными масс-медиа во время самых ярких антилатвийских кампаний в начале 90-х и так далее,—сказал шеф бюро премьер-министра Латвии Юргис Летмекс.—И его нынешние заявления о том, как он заинтересован в развитии Латвии, нам не кажутся слишком убедительными».

«Каждое государство имеет право принимать решения о том, кого объявить персоной нон-грата,—отреагировал в интервью Newsweekсам Борис Березовский.—И то, что так происходит, показывает, что Латвия—вполне демократическая страна». И добавил: с его личной точки зрения, заявления латвийских политиков демонстрируют, «что принимается в учет реакция России». Это косвенно подтвердил Летмекс: «Поездки Березовского в Ригу ставят Латвию в очень сложное положение, потому что есть точка зрения, что он находится в розыске. И его надо было бы задержать—по крайней мере, до выяснения личности». Березовский уже был в Латвии после того, как получил в Великобритании статус беженца, но сейчас, пояснил Юргис Летмекс, «этот вопрос актуализировался в другом свете».

Прогноз

НА КРЫЛЬЯХ ЗАРАЫ

Новая пандемия гриппа может унести жизни более чем 150 млн человек. «Вероятность мутации вируса птичьего гриппа в форму, передающуюся от человека к человеку, весьма высока. Недооценивать угрозу было бы большой ошибкой»,—заявил доктор Дэвид Набарро сразу же после того, как на прошлой неделе генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назначил его специальным координатором по борьбе с эпидемией птичьего гриппа. Директор НИИ гриппа РАМН Олег Киселев разделяет опасения коллеги. За последнюю сотню лет человек научился эффективно бороться со смертельным вирусом, однако тот тоже не сидел без дела. «Современные формы гриппа мутируют гораздо быстрее, чем раньше, и каждый раз грипп становится все более опасным для человека»,—объясняет Олег Киселев. По его словам, спасти человечество может только дальнейшее объединение усилий разных стран—в частности, создание единого банка вакцин, позволяющего быстрее и эффективнее подавлять локальные эпидемии, пока вирус не разлетелся по всему миру. Разлетелся в буквальном смысле: зараженные птицы—отличный транспорт для межконтинетальных путешествий.

Комментарий

Заклятая дружба

Искандер Хисамов (главный редактор журнала «Эксперт-Украина»)

Сентябрьский политический кризис на Украине, разметавший оранжевую команду Виктора Ющенко, поставил вопрос о самой революции ноября-декабря 2004 г. Действительно ли это была элегантная (по определению Ющенко) буржуазно-демократическая революция или имел место банальный верхушечный переворот с использованием ресурса улицы?

«Майдан»—это, как известно, торговая площадь. Если говорить в терминах рынка, киевский Майдан стал примером недобросовестной рекламы. Оранжевые обещали всем и все: резко повысить социальные выплаты, быстро провести десяток реформ, победить коррупцию—лишь бы простоять с высоким рейтингом до парламентских выборов марта 2006 г., которые должны были закрепить их победу. Они ошиблись в расчетах, ресурсов оказалось недостаточно. Из всех обещаний реализовано одно, самое губительное: резко подняты зарплаты бюджетникам, пенсии и социальные пособия. Бюджет немедленно затрещал по швам, а цены подскочили. В поисках денег правительство попыталось раскулачить крупных собственников и тут же зашло в тупик: законно провести реприватизацию не получается. Зато атаками на крупный бизнес удалось резко сбить инвестиции и вообще активность капитала. Команда Ющенко, которая бичевала прежний режим за административный произвол и волюнтаризм, сама впала в эти грехи. Поминутно менялись пошлины и тарифы, правительство пыталось контролировать цены на бензин, сахар, зерно—в результате каждый раз кризис. Все это вылилось в крупномасштабный политический кризис. И это хорошо, поскольку кризис дает шанс, а правление оранжевой команды не оставляло никаких шансов.

Главной причиной сентябрьского кризиса на Украине стал отказ оранжевых выполнять свои политические обязательства. Когда в декабре при участии иностранных посредников Виктор Ющенко и Виктор Янукович договаривались о проведении третьего дополнительного тура президентских выборов, главным условием было превращение Украины в парламентскую республику, где правительство назначают депутаты.

Виктору Ющенко очень не хотелось выполнять эти договоренности, но жизнь заставила. Более того, конституционная реформа фактически началась даже ранее намеченного срока (1 января 2006 г.). Президент Украины уже ликвидировал должности госсекретаря и первого помощника президента, а именно через них транслировалась его власть. Стало ясно и то, что оранжевой власти и голубой оппозиции придется сотрудничать и после выборов в Верховную раду. Ни одна из сторон не сможет сформировать правящее большинство. Ющенковский блок «Наша Украина», против которого теперь будет направлена вся страсть Юлии Тимошенко и все ресурсы ее блока «Батькивщина», вряд ли самостоятельно наберет даже четверть голосов в парламенте. Но и блок Тимошенко много потеряет в этой борьбе и не сможет претендовать на лидерство в какой-либо широкой коалиции.

Очевидно и то, что переориентироваться на Запад страна не смогла. Юлия Тимошенко съездила в Москву, чтобы помириться с Генпрокуратурой и Кремлем. В пятницу приезжал премьер Юрий Ехануров—по поручению Ющенко. В октябре в Киеве ждут Владимира Путина, и этот визит обещает стать триумфальным—то есть будут сказаны самые пафосные слова о братстве, дружбе и сотрудничестве в стилистике прежнего руководства Украины. Между тем Кремль еще не сделал свои ставки. То есть теперь он, судя по всему, будет ставить фишки на множество разных номеров—и это логично, если вспомнить катастрофу российской политики на выборах президента Украины.