Дата
Автор
Борис Поздняков
Сохранённая копия
Original Material

Всем ребятам пример

Всем ребятам пример | Фото: Владимир Радионов/ИТАР-ТАСС, Виктор Коротаев/ReutersКрупный бизнес в современной России—как марафонский бег. До самой ленточки—продажи компании—никогда нельзя быть уверенным, финишируешь ли ты вообще. На прошлой неделе Роман Абрамович закончил свои дела на родине с абсолютным рекордом—государство в лице «Газпрома» дало $13 млрд за «Сибнефть», не считая предыдущей «мелочи». Рекордсмен—всем пример, так и надо вести дела в России. Индекс РТС, основной показатель здоровья российского бизнеса, из-за этой давно ожидаемой новости «пробил» символические 1000 пунктов.

Раньше все брали пример с его бывшего партнера по бизнесу Михаила Ходорковского. В 2003 г. тот был необыкновенно близок к победе с еще более впечатляющим результатом. Он купил у Абрамовича «Сибнефть» и обсуждал продажу гигантской объединенной компании с американской Exxon Mobil. Цена сделки составила бы около $25 млрд. Но Ходорковский до финиша не добрался. Это инвесторам очень не понравилось—индекс РТС упал почти так же сильно, как во время кризиса 1998 г.

На первый взгляд разница между двумя бизнесменами и их методами почти незаметна. Оба поучаствовали в мерзостях приватизации. Оба трудились над сохранением ельцинской власти в 1996 г., уничтожая при этом чахлые ростки демократии. Но и здесь оба были не в первых рядах: Абрамович был в тени своего партнера Бориса Березовского, а Ходорковский пытался на всякий случай подружиться с коммунистами. Оба почти без потерь прошли кризис 1998 г., даже пытались объединить свои нефтяные компании, но не сошлись характерами.

Потом соревновались в том, кто уплатит меньше налогов с добытой тонны. Баловались благотворительностью, или, как сейчас бы сказали, социальной ответственностью: один спонсировал вузы и школы, другой взял на попечение Чукотку с 30 000 жителей. Ходорковский стал первым, кто открыл (правда, не до конца) информацию о размерах своего богатства, за что был вознагражден бурным ростом акций ЮКОСа. Абрамович так и не последовал его примеру.

Оба занимались подковерной политикой—в Думе, в правительстве и в Кремле. Один надолго сел в тюрьму. Другой отобрал у него свою «Сибнефть», купил «Челси», яхту, а потом успешно продал весь бизнес «Газпрому». Три месяца назад источник в правительстве предполагал, что государство даст за «Сибнефть» $6–7 млрд, но Абрамович получил в два раза больше. При единственном покупателе—отличная наценка.

Успех Абрамовича от поражения Ходорковского отделяет самая малость. Первый, как это ни банально, всегда оказывал услуги власти, даже когда другие ею помыкали. И не гнушался грязной работы. Выкупал у Березовского куски ОРТ и «Аэрофлота», чтобы отдать их государству. Брался поднимать к европейским вершинам футбольный ЦСКА. Разрывал сделку с Ходорковским. Знакомил председателя ФСБ Владимира Путина с другими олигархами. Эти качества оказались неожиданно ценными после 10 лет олигархического правления. За это и вознагражден.

Коллеги Абрамовича теперь тоже к услугам Кремля. А потому имеют все шансы достойно финишировать. Фондовый рынок—чуткий прибор, измеряющий риски для бизнеса,—в это верит.