Шпионский скандал может ударить по НКО

Вчера британский МИД выступил в защиту своих дипломатов, которых накануне ФСБ и телеканал "Россия" обвинили в шпионаже и сотрудничестве с российскими НКО. В ответ ФСБ заявила, что британцев "поймали за руку на том, что они финансировали ряд неправительственных организаций", сообщает «Коммерсант».
Причиной международного скандала стал показанный в воскресенье фильм Аркадия Мамонтова "Шпионы". Основой картины являлась оперативная съемка ФСБ, сопровождаемая комментариями Мамонтова. По ходу действия журналист разоблачал четырех сотрудников британской разведки Secret Intelligence Service, работающих в посольстве Великобритании в Москве. Как версии Мамонтова, они связывались с неким завербованным ими российским гражданином при помощи камня, лежащего в одном из московских скверов,– на поверку этот камень оказался хитроумным электронным прибором. Автор фильма назвал в эфире имена всех четырех британцев-шпионов – ими оказались секретари-архивисты посольства Кристофер Пирт и Эндрю Флеминг, помощник официального представителя британской разведки в России Пол Кронтон и второй секретарь посольства в Москве Марк Доу. Имя завербованного ими россиянина, уже пойманного ФСБ,не разглашалось.
По сведениям журналиста помимо агентурной деятельности один из вышеназванных британцев сотрудничал с российскими некоммерческими организациями. Аркадий Мамонтов продемонстрировал в эфире несколько платежек, подписанных Марком Доу – авторы фильма утверждали, что с его подачи британское посольство переводило деньги таким НКО, как Московская Хельсинкская группа и фонд "Евразия".
Финальные реплики фильма уже не имели никакого отношения к британским шпионам, а прямо обличали российских правозащитников и сотрудников НКО. По мнению Мамонтова контроль над властью должен осуществляться людьми неподкупными, которые радеют за интересы своей родины, а не чужой страны.
Руководство телеканала воздержалось от официальных заявлений, объясняющих причины неожиданного появления "Шпионов" в эфире. Очевидно, что фильм с такими громкими разоблачениями британской разведки не мог появиться в эфире государственного канала без согласования с руководством ВГТРК, в частности с ее гендиректором Олегом Добродеевым. Такие решения традиционно санкционирует именно он.
То, что фильм попал в эфир не случайно, а его выход был санкционирован свыше, подтверждает и то, что вчера все новостные программы государственных телеканалов сделали сюжет о скандале вокруг "Шпионов" одной из главных новостей.
Тема шпионажа несколько выходит за рамки "сенсационного эксклюзива" в его традиционном понимании. Объявление иностранных дипломатов шпионами в эфире государственного телеканала – беспрецедентный случай в мировой практике. Обычно в случае раскрытия шпиона контрразведка никогда не передает информацию о нем в СМИ – ему по дипломатическим каналам предлагается покинуть страну. Кроме того, когда дело доходит до разоблачения шпионов, спецслужбы четко следуют принципу паритета: на высылку британского разведчика из России Лондон должен ответить высылкой российского разведчика.
Впрочем, как заявил вчера начальник Центра общественных связей ФСБ России полковник Сергей Игнатченко, пойти на огласку российские спецслужбы решились после того, как встретились на прошлой неделе с официальным представителем британской разведки в Москве и его отказа признать имеющиеся в наличие факты.
Премьер Великобритании Тони Блэр отказался комментировать шпионский скандал между Лондоном и Москвой. Британский МИД категорически отверг подозрения в адрес сотрудников посольства в Москве и отрицает все подозрения в неправомерной деятельности, связанной с российскими неправительственными организациями. Британский МИД напомнил, что Лондон действительно предоставлял финансовое обеспечение проектам в области прав человека и поддержки гражданского общества в России через неправительственные организации. Однако эта помощь шла открыто и была направлена на развитие здорового гражданского общества в России.
То, что объектом разоблачения российского государственного телевидения стала именно британская разведка, вовсе не случайно. В последние годы взаимоотношения между Великобританией и Россией находились в состоянии кризиса. Они стали резко портиться вскоре после того, как Лондон отказался выдать Москве эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева и некоторых других лиц, объявленных в розыск российской Генпрокуратурой.
Ярким свидетельством кризиса двусторонних отношений стала атака российских налоговых органов на Британский совет – еще в июне 2004 года Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД потребовала от руководства Британского совета предоставить ей финансовую отчетность организации.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева расценивает фильм "Шпионы" как "часть масштабной клеветнической кампании против правозащитных организаций, которую затеяло государство". Более того, она заявила, что Аркадий Мамонтов использовал при подготовке фильма недостоверные документы. В частности Марк Доу в действительности не подписывал финансовые документы.
Андрей Кортунов, президент фонда "Новая Евразия", выполняющего программы прекратившего свою деятельность фонда "Евразия", заявил, что "давать какие-то 'шпионские' задания грантополучателям или изменять условия конкурса Марк Доу физически не мог – условия конкурса есть в открытом доступе, и его может посмотреть любой желающий".
Сам автор фильма Аркадий Мамонтов, наотрез отказался общаться. Он сообщил, что у него проблемы со здоровьем и он находится в больнице.
Судя по всему, основная вина британских разведчиков заключается в том, что они вступили в преступную связь с российскими правозащитниками.