Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Иранское досье» не дошло до Совбеза


Члены Совета безопасности ООН получили доклад генерального директора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи по ядерной проблеме Ирана. В документе говорится, что МАГАТЭ по-прежнему не в состоянии предоставить гарантии того, что ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели. Пока что это лишь информирование Совета Безопасности ООН. Иранское «ядерное досье» пока остается в МАГАТЭ, поэтому вопрос о введении против Ирана каких-либо санкций на повестке дня не стоит.

Накануне проблема обсуждалась на заседании постоянных членов Совбеза. Его участники призвали МАГАТЭ в 30-дневный срок проинформировать Совет о том, выполняет ли Иран требования агентства о возобновлении моратория на работы по обогащению урана. Ожидается, что Совет Безопасности может приступить к обсуждению иранского вопроса уже на следующей неделе.

Сам Мухаммед аль-Барадеи полагает, что направление доклада не означает конца обсуждений или снижения роли МАГАТЭ в разрешении кризиса: «Сейчас нам необходим хладнокровный подход, следует приглушить риторику. Я думаю, что нам нужно продолжать думать, как продвинуться вперед. Речь идет о выходе, для поисков которого нужно время, это не случится завтра», - сказал он.

Глава российского МИДа Сергей Лавров сказал, что Москва не является сторонницей жестких мер в отношении Ирана. Выступая перед журналистами после встречи с генеральным секретарем Кофи Аннаном, он сообщил, что «европейская тройка», в которую входят Великобритания, Германия и Франция, предлагает продолжить консультации по иранскому ядерному досье. Касаясь же вопроса о санкциях, Сергей Лавров заявил: «Я не думаю, что санкции, целью которых было разрешение кризиса, хоть раз за последние годы достигли этой цели».

В то же время американские дипломаты требуют продолжить давление на Тегеран, чтобы заставить его свернуть ядерную программу. США выступают за передачу иранского досье в Совет Безопасности и немедленное введение санкций.

В течение трехдневного заседания совета управляющих МАГАТЭ иранская делегация открыто угрожала США за противодействие развитию Тегераном своих ядерных технологий. Было распространено заявление, в котором говорилось: «Соединенные Штаты, вероятно, могут причинять ущерб и боль, но и они тоже восприимчивы к ущербу и боли. И если Соединенные Штаты хотят выбрать этот путь, то так тому и быть». США, в свою очередь, заявили, что подобные действия иранских властей являются провокацией и только помогают мировому сообществу сплотиться.

Накануне американский представитель в МАГАТЭ Грегори Шульте заявил, что Иран обладает достаточным количеством ядерного топлива, чтобы в ближайшее время создать десять ядерных боеголовок, и настало время, когда в дело должен вмешаться Совет Безопасности ООН. Переговоры Совбеза по этому вопросу могут начаться уже на следующей неделе.

Три года переговоров по ядерной проблеме между Ираном и «европейской тройкой» (Великобританией, Германией и Францией) не принесли сколько-нибудь ощутимых результатов; в январе Иран возобновил обогащение урана после двухлетнего моратория. Вашингтон настаивает на том, что Тегеран не должен иметь права на какие бы то ни было работы по обогащению урана, который является одним из ключевых компонентов для создания ядерного оружия.

Представитель Высшего национального совета безопасности Ирана Джавад Ваиди заявил в Вене, что несмотря на недовольство МАГАТЭ, Тегеран продолжит работы по обогащению урана в относительно небольших масштабах. Кроме того, Ваиди пригрозил, что Иран может в какой-то момент сократить поставки нефти на международный рынок.

К началу заседания в Вене российская делегация намеревалась уговаривать МАГАТЭ позволить Тегерану начать обогащать уран в незначительных количествах – исключительно в научных целях. Однако после ужина Сергея Лаврова с госсекретарем США Кондолизой Райс и советником президента по национальной безопасности Стивеном Хедли российская позиция поменялась. Уже на следующее утро советник президента России Сергей Приходько отвергнул все прозвучавшие накануне инициативы. В тот же день от каких-либо уступок Ирану открестился в Вашингтоне и Сергей Лавров.

Российскую позицию по Ирану озвучил сегодня глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. По его словам, главным итогом обсуждения иранской проблемы Советом управляющих МАГАТЭ стало то, что иранское «ядерное досье» не было передано в Совбез ООН. Вместе с тем, сказал Косачев, Иран должен возобновить мораторий на любые исследовательские либо практические работы по обогащению урана на своей территории, а также ратифицировать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, который он подписал.

По мнению российской стороны, Ирану также следует отказаться от любых планов по строительству на своей территории атомных электростанций с так называемыми "тяжеловодными реакторами". Такие станции теоретически позволяют производить компоненты для ядерного оружия, отметил Косачев. «Эти позиции Иран пока, к сожалению, не пересматривает в своем сотрудничестве с МАГАТЭ», - цитирует главу думского комитета РИА «Новости».

Косачев считает преждевременным говорить о каких-то незамедлительных решениях по санкциям в отношении Ирана, поскольку среди членов Совбеза ООН нет единства по этому вопросу. "Как известно, Россия и Китай занимают принципиально другую позицию, чем США и европейские страны", - напомнил парламентарий. Он предположил, что, скорее всего, в рамках Совбеза возможна выработка некоей «дорожной карты», в которой может быть определено, что должен сделать Иран к определенным срокам и какие последствия повлечет за собой бездействие иранских властей.

См. также:

Иран: перед ядерным порогом