Дата
Автор
Борис КОРАБЛЕВ
Сохранённая копия
Original Material

Юридическая техника

Газета "Время новостей" стала поводом для изменения УК

Комитет Госдумы по законодательству, как стало известно «Времени новостей», подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 127 прим. 1 (торговля людьми) УК РФ». Поводом для этого, как признали депутаты, стали публикации в нашей газете о несовершенстве кодекса, фактически узаконивающего торговлю несовершеннолетними. По словам одного из авторов закона, Павла Крашенинникова, документ достаточно четкий и соответствует реалиям. Однако в прокуратуре с этим не согласны.

О пробеле в законодательстве корреспонденты «Времени новостей» узнали в ходе судебного процесса над московской пенсионеркой Людмилой Вержбицкой (см. «Время новостей» от 30 ноября и 27 декабря 2005 года). Она искала беременных женщин, которые не хотели рожать, и предлагала принять участие в программе «Суррогатное материнство», подразумевая под этим нехитрую манипуляцию -- родить ребенка, а затем в обмен на 1,5--2 тыс. долл. отдать его Вержбицкой. Получив малыша на руки, пенсионерка искала ему новых родителей в обмен уже на 20--25 тыс. долл. Женщину задержали при "реализации" четвертого ребенка. Прокуратура сначала обвинила ее в похищении и торговле несовершеннолетними. Чуть позже последнее обвинение было снято. Выяснилось, что в УК просто нет такой статьи. Существующая ст. 127 (торговля людьми) подразумевает эксплуатацию живого товара, что в данном случае невозможно. Полугодовалого ребенка никак эксплуатировать нельзя. Что касается обвинения по статье «похищение человека», адвокат Вержбицкой Юрий Заксон убедил суд, что похищение подразумевает насилие, которого в данном случае не было. В итоге пенсионерку осудили лишь за самоуправство и использование подложных документов, наказав штрафом в 350 тыс. рублей.

В МВД, узнав о приговоре по делу Вержбицкой, тогда констатировали: «Этот приговор означает, что в стране легализовали торговлю детьми». Как выяснилось, прецедент случился три года назад, когда из УК изъяли ст. 152 (торговля несовершеннолетними). Она предусматривала до десяти лет лишения свободы за сам факт купли-продажи ребенка. Вместо нее появилась другая -- 127 прим. 1 (торговля людьми). То ли по чьему-то умыслу, то ли по недосмотр, статья стала камнем преткновения для правоохранительных органов. «С одной стороны, срок лишения свободы увеличился до 15 лет, но, с другой, осудить можно только тех, по кому будет доказан факт торговли людьми с целью их эксплуатации. То есть наказать торговцев младенцами просто невозможно. По России уже порядка 30 таких «тупиковых» дел. Деятельность органов по поиску и отлову злоумышленников фактически прекращена. Какой смысл ловить? Доказать все равно ничего не удастся», -- отметили в МВД.

Тогда же глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников заявил: «Никакой легализации торговли детьми в нашей стране нет. 8 декабря 2003 года был принят закон, сильно меняющий УК. Было внесено более ста поправок. Если раньше была «частная» ст. 152 УК РФ (торговля детьми), то затем появилась большая и «общая» ст. 127 прим. 1 (торговля людьми), предусматривающая суровое наказание. Изменился номер статьи, а не ее состав, и читается эта статья как «торговля людьми», и соответственно, если есть факт торговли, нужно возбуждать дело. А вот купля-продажа -- это отдельно. То, что написано дальше, следует читать как «либо его вербовка в целях эксплуатации, либо его передача в целях эксплуатации, либо его укрывательство в целях его эксплуатации». Это такая юридическая техника. И те, кто таких вещей не знает, должны подучиться. Это проблема не УК, а прокуратуры».

Тем не менее после публикаций о Людмиле Вержбицкой этой темой заинтересовалась Генпрокуратура. Изучив материалы дела, там через Моспрокуратуру подали в Мосгорсуд надзорную жалобу на неправомерные действия судьи Гагаринского суда, исключившей из обвинения ст. 126 (похищение человека). 23 марта на президиуме Мосгорсуда во главе с его председателем Ольгой Егоровой решение суда было отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.

После этого к проблеме вернулись и законодатели. В пояснительной записке к законопроекту они признают, что существующая статья несовершенна. «Двухлетняя практика применения данной нормы показала, что отсутствие четкого указания на цель корысти привело к узкому пониманию термина «торговля людьми». Так, правоприменители полагают, что уголовная ответственность наступает только в тех случаях, когда торговля детьми совершается в целях эксплуатации человека. В связи с чем возникают сложности квалификации действий, не преследующих цель эксплуатации, в частности продажи матерью новорожденного ребенка и ряда других случаев», -- говорится в документе. В связи с этим депутаты предлагают после слова «эксплуатация» в ст. 127 прим. 1 вписать «или из корыстных побуждений», что, по их мнению, решит проблему.

Комментируя законопроект, г-н Крашенинников отметил роль «Времени новостей» в появлении этого новшества: «Мы с вами тогда обсуждали эту тему. Было несколько советов, изучали правоприменительную практику. Признаем, существует такая тема, и готовы ее исправлять. Надеюсь, что в весеннюю сессию начнем ее рассматривать». Тем не менее г-н Крашенинников не смог ответить, как работала бы новая статья в случае той же Людмилы Вержбицкой.

Но в МВД к инициативе законодателей опять отнеслись со скепсисом: «Да ничего это не изменит. А почему они решили дополнить фразой «из корыстных побуждений»? В случае с Вержбицкой доказать ее корыстный умысел было архисложно. Задержанные просто не будут признавать, что действовали из корыстных побуждений. Та же Вержбицкая настаивала, что все ее действия были предопределены любовью и заботой о детях, которым она хотела подарить полноценные семьи. Она признавалась, что деньги брала, но тратила их исключительно на нужды детей и суррогатных матерей. Это ничего не изменит».

Борис КОРАБЛЕВ