Original Material
«Нам нужны работяги, а не жулики»
-- К осени уже должна быть готова региональная миграционная программа. Что ждет тех, кто захочет переехать?
-- Еженедельно мы получаем по 100--120 обращений от желающих переехать в область. Причем 80% заявок -- от россиян, жителей Подмосковья, Краснодарского и Красноярского краев. Но программа-то ориентирована на наших соотечественников, проживающих за рубежом. Приходится объяснять: так, мол, и так, приезжайте, конечно, но на иных условиях. Оставшиеся обращения можно разделить на два блока. Первый -- от тех, кто имеет российское гражданство, но живет за границей и хочет вернуться в Россию, осесть в Калининграде. Второй «формируют» те, у кого российского гражданства нет, зато есть русские корни и большое желание переселиться на историческую Родину. Тут даже из Австралии письма приходят. Но таких обращений, замечу, меньше всего. Все эти письма попадают в отдел по работе с обращениями граждан. Там готовят ответ, предлагая желающему переехать заполнить небольшую анкету о себе и своей семье. Если он ее присылает, то тогда уже документы передаем в профильные министерства, районы и миграционную службу. Сейчас все муниципальные образования готовят свои программы по переселению -- где селить «свежую кровь», какую работу давать. Шесть глав уже «отстрелялись», остальных заслушаем до пятницы. К 22 августа будет готов окончательный вариант программы.
-- Сколько мигрантов следует ожидать Калининградской области? Из каких стран?
-- Когда мы считали перспективы переселения, то ввели правило: за все цифры чиновники несут персональную ответственность. Так стараемся избавиться от «приписок». Мы планируем, что до 2016 года к нам переедут до 400 тыс. соотечественников. Причем мы не делаем упора на какую-то одну страну -- пусть все приезжают, каждому рады. Хотя по климатическим условиям комфортнее всего будет, наверное, жителям Прибалтики. А, так сказать, по политическим -- украинцам. Там люди сильно устали от череды правительственных кризисов. Им нужна работа и уверенность в завтрашнем дне. Думаю, и переселенцам из Таджикистана, Узбекистана и Казахстана у нас тоже понравится.
-- Вы не боитесь, что если в области окажется слишком много выходцев из южных республик, то это спровоцирует конфликты на национальной почве? Мол, понаехали тут!..
-- Нет, не боюсь. Калининградская область исторически заселялась представителями многих национальностей со всей страны. Да, иногда приезжим приходилось локтями расталкивать остальных в борьбе за свое место под солнцем. Но конфликтов у нас никаких не было. Мы привыкли к такому смешению, наверное. У нас каждый второй «понаехал». Так и в этот раз -- проблем быть не должно. Места хватит всем. Как, впрочем, и работы.
-- А каких именно переселенцев вы ждете? Кроме молодых и самостоятельных наверняка захотят приехать и пожилые люди. Извините за излишний прагматизм, но с точки зрения экономики это невыгодно...
-- Не надо извиняться -- так и есть. Конечно, будем смотреть, кто едет. Да, нам нужны крепкие и умелые руки, мы этого не скрываем. Но в то же время никаких запретов не будет -- вы, мол, старый, вам нельзя. Станем детально рассматривать каждый конкретный случай. Если едет молодая крепкая семья, а с ними их родители-пенсионеры, то почему нет?
-- Юрий Сергеевич, а где будут жить и работать переселенцы? Получат ли они подъемные, какое-то пособие?
-- Сейчас мы как раз и заняты уточнением конкретных мест для переселения. Черняховск, Гвардейск и Советск, например, станут промзонами. Приморское побережье -- это курортная зона. А кто и где будет жить, зависит от специализации мигрантов. Если человек, например, хороший администратор гостиницы, то ему проще устроиться на курорте, чем возле сталелитейного завода. Если же говорить о наиболее востребованных специальностях, то больше всего нам нужны рабочие, сварщики, токари-фрезеровщики, медики, педагоги и технологи пищевого производства. Что же касается подъемных, то об этом сказано в федеральной миграционной программе. Размер такой выплаты пока не уточнен, равно как неизвестна и сумма временного пособия. Но точные цифры будут озвучены уже в ближайшее время. Калининградская область берет на себя соцпакет, работу и жилье. Подчеркну сразу: мы не будем никому дарить квартиры. Переселенцы станут покупать жилье сами, за свои или кредитные деньги, но в рамках специальных областных программ -- например, ипотечной или молодежной. В рамках этих программ возможно, что часть расходов возьмет на себя областной бюджет. А переселенцам придется выполнить главное условие -- работать, работать и работать.
-- Знаете, не все калининградцы с радостью ждут новых соседей. Одни считают, что жилье следует предоставлять не приезжим, а местным специалистам, другие полагают, будто мигранты существенно потеснят калининградцев на рынке труда, даже спровоцируют безработицу...
-- Повторяю: мы никому жилье дарить не собираемся. Его надо заработать. А что касается работы, то волноваться не стоит -- ее хватит всем. Российская экономика сейчас на подъеме, у нас в регионе действует режим особой экономической зоны, в рамках которого ожидается серьезный индустриальный рост. Естественно, понадобятся рабочие руки. А тех, что есть, не хватает. Вот, например, Советск -- там людей уже изо всех окрестных деревень набирают, все равно дефицит.
-- Но если приедет столько переселенцев -- почти половина области, то «под них» должны быть созданы больницы, школы, детсады, магазины. Ведь не рассчитываете же вы «втиснуть» их в те соцобъекты, что есть сейчас? Калининградцам, извините, самим мало.
-- Вы правы, с этим дефицит. Проблема будет решена и за счет строительства новых школ, жилых домов и прочего. Но главное -- мы полагаем, что более эффективен тут не экстенсивный путь. Я имею в виду, что можно и имеющимися школами, больницами, детсадами распоряжаться с умом. У нас, например, есть такие школы, где в классе по три ученика. А рядом, километров за пять, -- такая же школа. Почему бы не объединить их? Словом, решение есть.
-- Юрий Сергеевич, 400 тыс. человек -- это много. Где гарантия, что под видом добропорядочных переселенцев в область не поедут какие-нибудь проходимцы?
-- Стопроцентной гарантии никто не даст. Но есть несколько фильтров, которые придется преодолеть вновь прибывшим. Первый -- это "сито" Федеральной миграционной службы и Министерства иностранных дел. Второй -- наше правительство и правоохранительные органы. Мы сами заинтересованы в том, чтобы к нам ехали нормальные, добропорядочные люди. Нам нужны работяги, а не жулики.