Нефтяникам вернут право экспортировать газ

Как сообщает «Коммерсант», МЭРТ и Федеральная таможенная служба (ФТС) объявили вчера о том, что просят правительство уточнить закон "Об экспорте газа". Его исполнение с начала августа заблокировало всем "негазпромовским" экспортерам ряда других видов сырья, в частности газоконденсата и бутан-пропановой смеси, исполнение экспортных контрактов. Разработчики закона утверждают, что ФТС необоснованно широко толкует закон, "Газпром" уверяет, что не заинтересован в монополии. По одной версии, скандал связан с конфликтом внутри "Газпрома" за экспорт газоконденсата, по другой – с приватизацией ФГУП "СГ-Транс".
Если поправки и уточнения будут одобрены, это позволит преодолеть назревающий конфликт с экспортом газового конденсата и продуктов газопереработки.
Закон "Об экспорте газа", разработанный при участии главного лоббиста "Газпрома" в Госдуме – депутата "Единой России" Валерия Язева, ввел с 18 июля (когда закон подписал президент) монополию "Газпрома" как собственника единой системы газоснабжения (ЕСГ) и его дочерних структур на "экспорт газа".
Однако 31 июля 2006 года в региональные таможенные управления поступила телетайпограмма от имени главы ФТС Андрея Бельянинова, в которой он требовал прекратить с 1 августа таможенное оформление широкой группы углеводородов без лицензии МЭРТа – как того требует новый закон. При этом ФТС распространяла понятие "газ" практически на все виды ненефтяного углеводородного сырья: без лицензии МЭРТа региональным таможням было запрещено поставлять не только природный газ в газообразном и сжиженном состояниях, но и газовый конденсат – аналог нефти, и всю группу газообразных углеводородов для оргсинтеза, и все нефтяные газы (в том числе сжиженные пропан-бутановые смеси – СПБТ).
В 2005 г. в России добыто 640 млрд. куб. м газа, из них 85,5% (547 млрд. куб. м) пришлось на долю «Газпрома». Монополия продала в дальнее зарубежье 151 млрд. куб. м газа, на внутренний рынок - 304 млрд. куб. м. В России в 2005 г. было произведено 17,3 млн. тонн газового конденсата, из них на "Газпром" пришлось около 11 млн. т. Около 10 млн. тонн конденсата поставляется на экспорт.
В результате экспорт газового конденсата и пропан-бутана был фактически остановлен. Ведь лицензия, о которой говорили таможенники, была только у "Газэкспорта".
В отличие от природного газа, монополия "Газпрома" на экспорт которого никогда не оспаривалась, экспорт газоконденсата, СПБТ и других сжиженных нефтяных газов никогда не был ограничен. Россия не является крупным игроком на мировом рынке этой продукции, но сильные позиции по экспорту СПБТ российские компании (в первую очередь структуры "Газпрома", а также Южно-Уральская промышленная компания, ТНК-ВР, в 2006 году – НОВАТЭК) имеют на рынке Польши, в меньшей степени – в Турции, Венгрии, Румынии. Экспорт СПБТ оценивается в 1,2 млн тонн в год. Оборот этого бизнеса – порядка 7 млрд руб. в год. После того, как закон вступил в силу, нефтяники начали борьбу с требованием отменить запрет на экспорт газового конденсата.