Дата
Автор
Николай КОЧЕЛЯГИН
Сохранённая копия
Original Material

Европа бессильна перед SWIFT

Главные банкиры Европы заявили вчера комитету Европарламента по гражданским свободам, что не могут предотвращать передачу американским властям огромного количества личной информации о гражданах. Они не в состоянии повлиять на международную межбанковскую систему передачи информации и совершения платежей SWIFT, которая, как выяснилось недавно, делится финансовыми сведениями с американским минфином в рамках противодействия терроризму. По мнению европейцев, борьба с терроризмом угрожает правам и интересам законопослушных граждан, пользующихся услугами кредитных организаций. Представители системы SWIFT утверждают, что передается лишь минимум информации, и это не является нарушением закона.

Глава Европейского центробанка Жан-Клод Трише рассказал европейским законодателям, что подобные действия были вне компетенции его ведомства или европейских национальных банков, а вся ответственность лежит на SWIFT. «Мы четко пояснили SWIFT, устно и письменно, что у нас нет абсолютно никакой компетенции, и, разумеется, для них было ясно, что нужно принимать собственные решения», -- сказал г-н Трише. Он призвал Евросоюз разработать совместно с Вашингтоном новую глобальную концепцию, чтобы выйти из затруднительного правового положения, которое сложилось в этой сфере. «Будет весьма важно прояснить ситуацию, чтобы создать трансатлантическое взаимопонимание», -- сказал он.

В июне этого года министерство финансов США призналось, что отслеживало банковские операции, получая информацию от SWIFT. Тогдашний министр Джон Сноу и его заместитель Стюарт Ливи, курирующий антитеррористическую программу, выступили со специальными заявлениями. «Президент Буш ясно дал понять, что обеспечение безопасности американцев и граждан на всей планете должно быть нашим приоритетом номер один», -- заявил в оправдание г-н Сноу. Кроме того, он сказал, что гордится разработанной в его ведомстве антитеррористической программой. Взаимодействие между американским минфином и SWIFT Вашингтон затеял после террористических атак 11 сентября 2001 года. Изначально проект ограничивался сбором данных о финансовых переводах мусульман с фамилиями, напоминающими фамилии людей, подозреваемых в причастности к «Аль-Каиде». Затем список был сужен, так как спецслужбы оказались перегружены огромным количеством бесполезной информации.

Количество осуществляемых в рамках системы SWIFT сделок достигает ежедневно около 11 млн, ведь она охватывает около 7800 банков и других финансовых институтов более чем из 200 стран мира, причем записываются имена клиентов, номера счетов и другие идентифицирующие данные. SWIFT была вынуждена позволить американским властям тщательно исследовать эту информацию, но только с целью выследить террористов.

Питер Прэт, президент Банка Бельгии, сказал вчера, что его банк не имеет возможности даже информировать бельгийское правительство или отдельных чиновников о секретной передаче данных между SWIFT и американским казначейством. «Конфиденциальная информация может быть разглашена только властям с компетенцией надзора, которым бельгийское правительство не обладает», -- сообщил он, добавив, что Банк Бельгии был информирован о секретной передаче частной финансовой информации компанией SWIFT в 2002 году.

На прошлой неделе европейские законодатели подвергли резкой критике двух банкиров и главного финансиста SWIFT Фрэнсиса Ванбевера за игнорирование законов частной жизни и потребовали ответить, что они собираются делать для предотвращения подобной практики. «Это имеет большое значение для отношений банкиров с клиентами, кроме того, это вопрос независимости Евросоюза», -- заявил вчера председатель парламентского комитета Жан-Мари Кавада. -- Нам действительно необходимо знать, что происходит в этом секторе».

«Это очень непростая ситуация для нашей компании, -- ответил г-н Ванбевер. -- Ни у кого не вызывает сомнения, что мы должны бороться с терроризмом, однако вопрос в том, как это сделать, сохраняя неприкосновенной личную информацию». Г-н Ванбевер, впрочем, оправдывает сотрудничество с американским казначейством, говоря, что SWIFT передавала лишь ограниченную информацию. «Любая другая деятельность, помимо терроризма, не может подвергаться расследованию, -- отметил он. -- Мы до сих пор считаем, что уважаем бельгийский закон».

Николай КОЧЕЛЯГИН