Дата
Автор
Антон Злобин, Айдар Бурибаев
Сохранённая копия
Original Material

О, где же ты, Борат?

У посольства Казахстана в Вашингтоне стоял усатый человек в старомодном костюме, окруженный репортерами, и читал по бумажке: «Меня зовут Борат Сагдиев… Я заявляю, что рекламная кампания в американских СМИ, где утверждается, что в моем родном Казахстане соблюдаются права женщин и все религии равны, - это пропагандистские ухищрения враждебного Узбекистана». Затем, уже у Белого дома, он пытался через охранника передать приглашение на премьеру своего фильма «великому военачальнику Джорджу Уолтеру Бушу», с гарантией, что будет «обеспечено охраняемое место для его машин и жен».

Возможно, охранник резиденции президента США даже не понял, что отказал новой суперзвезде. Борат Сагдиев сейчас в Штатах популярнее Джеймса Бонда. Фильм «Борат: исследование культуры Америки на благо славного народа Казахстана» собрал за первый уикенд проката в США $26 млн, при том что кинокомпания Fox выпустила его ограниченным тиражом - всего 800 копий. Предыдущим чемпионом по сбору в маломасштабном прокате (до 1000 залов) был фильм «9/11 по Фаренгейту» Майкла Мура - $23 млн. Оба они, в конечном счете, - провокация на тему заносчивости американцев, неадекватности вашингтонских неоконсерваторов и конфликта между «развитыми» и «развивающимися» странами. У Мура получилось не смешно и не слишком правдоподобно - мало кто поверил, что Буш виноват совсем уж во всем. А вот «Борат» достиг своей единственной цели - американцы смеются до колик. И только Россия обижается.

Казахского журналиста Бората легко узнать по огромным черным усам, восточноевропейскому акценту и извечной первой фразе: «Хеллоу, ай лайк ю!» Ему 34 года, он - в прошлом «ловец цыган» - гордится тем, что у него «самый тугой анус в деревне» и что он может попасть камнем в любого цыгана с 15 метров - разумеется, если жертва крепко привязана. В США казахский репортер снимает документальный фильм об американской культуре по заданию родного Министерства информации: если фильм не будет коммерчески успешен, Бората на родине казнят. Журналист очень старается, но в пути у него возникает новая цель - женитьба на знаменитой своим шикарным бюстом актрисе Памеле Андерсон.

Все это безобразие - плод фантазии известного английского комика Саши Барона Коэна, продюсера и сценариста фильма. Борат стал одной из его масок. Кроме него, Коэн создал целую плеяду ярких персонажей - чернокожего рэппера Али Джи, австрийца-гомосексуалиста Бруно и албанского журналиста Кристо - прообраз Сагдиева.

Теперь самый авторитетный кинопортал imdb.com включил комедию Коэна в список лучших фильмов всех времен - на 136-м месте следом за классическим «Взводом» Оливера Стоуна. Доля славы досталась и родине Бората - Казахстану: описание страны заняло второе по популярности место после США в «Википедии» - главном справочном ресурсе Интернета. Администрация портала была вынуждена закрыть для редактирования эту справку: пользователи постоянно вписывали в нее, что новым президентом республики стал Борат Сагдиев.

Коэн изображает на британском телевидении казахского журналиста не первый год, но власти Казахстана почему-то заметили это совсем недавно. В прошлом году на церемонии вручения видеопремий MTV Борат Сагдиев целовал ноги толстенькому человеку, называя его президентом своей страны, а на прощание кричал в зал: «Мир! Я люблю тебя! Кроме Узбекистана - они уроды!» Официальная Астана повела себя в точности так, как описывал своих диктаторов Борат Сагдиев. Представитель казахстанского МИДа объявил выступление Бората «политическим заказом по формированию негативного образа страны», посол республики в Великобритании Ерлан Идрисов в статье в Times обозвал персонажа Коэна свиньей, а сайт Бората borat.kz был немедленно закрыт.

Потом до официальной Астаны наконец дошло, что посмешищем становится уже сама страна, а не вымышленная родина Бората. И чиновники сменили тактику: в сентябре МИД официально пригласил комика в гости, а влиятельнейшая в стране дочь президента Дарига Назарбаева заметила, что сайт Бората нанес государству гораздо меньше вреда, чем его закрытие.

Но тут эстафету глупости подхватила Москва. На прошлой неделе агентство по культуре и кинематографии отправило в «ХХ век Фокс СНГ» официальное письмо с настоятельной рекомендацией не выводить фильм на экраны: дескать, оно «может оскорбить представителей некоторых религий и национальностей». Впрочем, позже чиновники заявили, что новости о запрете - рекламный трюк прокатчиков, а замруководителя агентства Александр Голутва всего лишь высказал им свое негативное мнение после просмотра комедии.

Тем не менее российская премьера, намеченная на 30 ноября, до сих пор под вопросом. В «ХХ век Фокс СНГ» сообщили, что окончательное решение о выходе «Бората...» будет принято на этой неделе. В других странах СНГ никаких трудностей у прокатчиков пока не возникало. А о прокате в Казахстане, как признался один из сотрудников «Фокс», они даже не думали.

«Своих не сдавать» - верная политика Кремля в отношении «друзей по СНГ», считает член ЛДПР Алексей Митрофанов. Он был продюсером скандального эротического фильма о взаимоотношениях Юлии Тимошенко и Михаила Саакашвили - и год назад без проблем получил у Роскино прокатное удостоверение. Показ прошел сразу в нескольких столичных кинотеатрах. «Конечно, если бы Юля и Миша были в друзьях у Владимира Владимировича [как Назарбаев], то возникли бы проблемы», - полагает депутат Госдумы.

Россиянам, правда, на высокую межгосударственную дружбу наплевать: фильм у нас очень ждали. В прошлую среду запрос «Борат» в российских поисковиках уверенно занимал вторую позицию. Продавцы пиратских DVD на Горбушке обещают «подогнать казаха» уже к середине этой недели - в устойчивом спросе они не сомневаются ни секунды. «Наша публика будет угорать от восторга, наблюдая, как тупые америкосы шарахаются от тупой чурки. Все будут уверены, что мы-то, русские, конечно, самые умные», - объясняет причины ожидаемого успеха знаменитый переводчик «Гоблин», он же Дмитрий Пучков.

Но на самом деле придется посмеяться над собой: Борат Сагдиев - по сути, воплощенное стереотипное представление обо всех диковатых, но неопасных жителях Восточной Европы и стран бывшего СССР, вместе взятых. Здоровается он по-чешски, его сестру зовут Наталья, ассистент Бората говорит по-армянски, а сам он - на иврите, половина сюжетов сопровождается русской народной музыкой, а в конце фильма мелькает фотография президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Борат разозлил многих, почти как карикатуры на пророка Магомета. Житель Алматы, 21-летний студент журфака Петр Карандашов воспринимает шутки Коэна как оскорбление. «Если я приеду в Штаты или в ту же Россию, мне совсем не хочется, чтобы кто-то спрашивал, правда ли, что мы [жители Казахстана] пьем [конскую] мочу и гоняемся за цыганами. Это уже клевета и оскорбление получается», - хмыкает студент. Фильм целиком он не смотрел, но видел в Сети видеоролики Бората.

В России же явно увидели в зеркале себя. Даже знаток похабных анекдотов Роман Трахтенберг отказался озвучивать Бората для русской версии фильма. «Я не вижу ничего смешного в том, что унижают всех и вся. Хотя снимать фильм с проката нельзя, потому что цензуры быть не должно», - считает известный комик. А президент Клуба веселых и находчивых Александр Масляков полагает, что шуткам Коэна не место в российском эфире: «В КВН казахская команда подтрунивает и над русскими, и над своими обычаями - но они никогда никого не унижают. А эпизоды из “Бората...” я бы в КВН не пустил».

Комментарий

РОССИЙСКИЙ ДЕНЬ БОРАТА

Исправить запрет проката теперь можно, только объявив праздничным день его начала

МАРК ЭЙМС

Благодаря какому-то недоумку из Федерального агентства по культуре и кинематографии у целого поколения европейцев и североамериканцев появилась лишняя причина презирать русских. Дело в том, что среднему европейцу или американцу наплевать на проблемы демократии или права человека в России. А вот до Бората им дело есть. И теперь Россия в западных умах встанет в один ряд со странами из дежурного списка дешевых комиков, такими, как Буркина-Фасо, Северная Корея и Папуа – Новая Гвинея, ни одна из которых, к слову, не стала запрещать Бората. Чтобы понять, почему Россия рискует навлечь на себя гнев Запада, нужно понять, за что там любят Бората. По сути, этот персонаж – блестяще выполненный комедийный прием, который по-английски называется prank, что можно грубо перевести как «розыгрыш». Лучшие примеры prank обычно показывают дураков и мерзавцев такими свиньями, какие они есть на самом деле. Играя на таких предрассудках, как расизм, сексизм и антисемитизм, он выводит на чистую воду всех мерзавцев и идиотов в Америке, к которым в нашей официальной культуре до сих пор относились слишком мягко, и подвергает их осмеянию и унижению. Это очень жестокий розыгрыш, но публичное наказание, по сути, публичная казнь – один из секретов обаяния Бората. Большинство молодых американцев, угнетенных приторной, политкорректной официальной культурой, видят в Борате не просто симпатичного казахского (или советского) дикаря, а своего героя.

Такие розыгрыши иногда бывают опасными. Однажды мы хотели отомстить за то, что молодой стажер нашей газеты The eXile, студент-ботаник, не мог пройти фейсконтроль ни в одном пафосном клубе Москвы. В ночь на воскресенье мы обзвонили элитные клубы и сказали, что самый известный в Нью-Йорке клубный деятель Банс МакГилликадди (Банс – по-английски «ягодицы», МакГилликадди – типичная фамилия фермера из глубинки) приезжает в Москву, и попросили очистить VIP-зону и зарезервировать ее за Бансом. Мы спросили директоров клубов, слышали ли они о Бансе – те ответили, «конечно, что за вопрос! Чай, не провинция». Мы одели нашего ботаника в модный прикид, нашли двух сексапильных девчонок и афроамериканца на роль охранника. И сняли на камеру, как директора целуют ему руки и провожают в VIP-зону. После того как мы опубликовали статью, мы получили пару угроз в свой адрес.

Запретив Бората, Россия попадает в классическую комедийную ловушку. Она выставляет себя идеальной 145-миллионной мишенью для британского комика. На месте президента Путина я бы прекрасно понимал, что есть только два пути сгладить ситуацию: либо ответить на шутку неожиданным и массированным ядерным ударом по Западу, тем самым уничтожая и комика, и его аудиторию… либо, если Путин предпочитает и дальше проводить отпуск на Сардинии, он может принять менее жесткие меры и объявить 30 ноября днем Бората – днем, когда все россияне будут обязаны пересматривать фильм под страхом ссылки в Сибирь. Такой жест, без сомнения, вдохновит актера, Сашу Барона Коэна, посетить Москву… Тут-то его и можно будет схватить, пытать и заставить снять сиквел, в котором Россия будет выглядеть самой культурной и толерантной к шуткам страной на свете.

Автор – главный редактор московской газеты The eXile