"Газпром" забрал экспорт нефти у дочерней компании накануне скупки активов ЮКОСа

«Газпром» сообщил о переводе экспортных потоков "Газпром нефти" под контроль "Газпром экспорта". Как сообщает «Коммерсант», контракты более чем на $10 млрд, которые может в итоге получить партнер "Газпром экспорта" Gunvor, по неофициальным данным близкий к совладельцу банка "Россия" Геннадию Тимченко.
Ведущие российские СМИ и аналитики посчитали, что смысл объявления о планах сейчас заключается в том, что «Газпром» пытается сбить цену на 20% акций «Газпром нефти», продажа которых состоится в рамках распродажи активов ЮКОСа.
В принципе, «Газпром» в любом случае планировал «экспортную реформу» - именно в этом контексте рассматривалась ноябрьская отставки гендиректора «Газпром нефти» Александра Рязанова. Причиной отставки стали конфликты Александра Рязанова с руководством монополии, «слишком независимая позиция по многим вопросам и непоследовательное выполнение указаний руководства». Сам Рязанов давал понять, что конфликт связан с вопросом независимости «Газпром нефти» от «Газпрома».
После того как «Газпром» приобрел «Сибнефть» и ее возглавил Рязанов, у него возник конфликт с зампредом правления монополии по экспорту Александром Медведевым из-за контроля над экспортом нефти. «Газпром нефть» продолжала экспортировать сырье, минуя «Газпромэкспорт». А в августе 2006 года Рязанов подписался под письмом нефтяников премьер-министру Михаилу Фрадкову о поправках в закон об экспорте газа, позволяющим нефтяникам самим продавать газовый конденсат и сжиженный нефтяной газ и лишающим «Газпром» дополнительных доходов $2,2-2,5 млрд (редакция закона «О газе», устанавливающая монополию «Газпрома» на экспорт всего газа, как считается, была продавлена газовой компанией).
Теперь «Газпром нефть» по сути станет нефтяным департаментом «Газпрома» и потеряет большую часть былой самостятельности. Ранее с этой целью вице-президентом и начальником департамента корпоративных коммуникаций "Газпром нефти" был назначен один из «киллеров НТВ» Александр Дыбаль. Назначение Дыбаля также было связано с «зачисткой» «Газпром нефти» после отставки экс-гендиректора Рязанова. Дыбаль традиционно считается «человеком Миллера» и в этом смысле будет полезен в выстраивании новой корпоративной структуры после отставки Александра Рязанова.
Последствия решения «Газпрома» могут быть и более широкими, нежели представляется отраслевым экспертам. Прежде всего, российская нефтянка получает в лице газовой компании полноценного игрока на своем поле. Учитывая слухи о дальнейшей реорганизации структуры «Газпром нефти», скорее всего, «Газпром» превратится в настоящую нефтегазовую компанию. Пока в планах этого условного «Нефтегазпрома» числится две очевидные цели – активы ЮКОСа и (потенциально) доля «Альфы» и Access/«Реновы» в ТНК-ВР (россияне владеют в компании 50 процентами акций).
Менее очевидны последствия агрессивной политики «Газпрома» (а газовая монополия другим образом вести бизнес, похоже, не умеет – см. историю с «Сахалином-2») на нефтяном рынке в целом. Предварительные договоренности о разделе шельфа между «Газпромом» и «Роснефтью» достигнуты уже были. Далее возможны варианты. От агрессивного вторжения на региональный рынок розницы до скупки нефтяных компаний второго эшелона – «Башнефти», «Русснефти», возможно даже, «Татнефти». По крайней мере, кажется, что «Газпром» может потенциально претендовать и на большее. В конце концов, одним из потенциальных мест службы Владимира Путина после отставки все еще называется «Газпром».