Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Мой тpамвай последний скpылся за yглом

Наш питерский трамвай – явление настолько живое и уникальное, и столько воспоминаний с ним связано у каждого из нас, что эмоции, конечно, перехлестывают. А если голые факты? Экспертом «Новой» согласился стать специалист по экономике электротранспорта, кандидат экономических наук, декан Балтийского института экологии, политики и права Андрей ГАНЗБУРГ.

«Когда снимали рельсы и я знала, что это навсегда, ощущение было такое, словно убивают мою юность», – призналась пожилая знакомая, всю жизнь прожившая в центре...



– Андрей, вы можете объяснить, что все-таки экономически выгоднее: сохранить трамвай? Или отказаться от него?
– Для казны любой общественный транспорт – это убыток. Минимум половину расходов составляют субсидии. Так что о прямой экономической целесообразности трамвая рассуждать бесполезно. Но есть косвенная. Скажем, легковой автомобиль, когда он движется, занимает, учитывая необходимые интервалы впереди и позади него, почти столько же места, сколько одиночный трамвай. При этом один трамвайный вагон вмещает до двухсот пассажиров, а состав из двух «гармошек» – я сам в свое время гонял такой, по 25-му маршруту, из Купчино к Финляндскому вокзалу – это почти целый поезд метро. Подъезжаешь к остановке, входит огромная толпа – и всех увез! А стандартный рено или пежо – это максимум пятеро, считая водителя. И если на одного человека, который едет в машине, приходится в среднем 35 квадратных метров дорожного полотна, то на пассажира трамвая – всего полтора метра. Или вот еще цифра: по ширине проезжей части легковушка занимает столько же, а автобус – с учетом маневрирования – почти в полтора раза больше места, чем трамвай, который идет ровно по линеечке.
– Но ведь утверждают, что демонтаж трамвайных путей выполняет функцию интенсификации дорожного движения?
– Это вопрос лоббирования. Развитие автотранспорта в ущерб трамвайному движению лоббируют нефтяные магнаты, производители бензина. Какая интенсификация? Еще немножко прибавить авто – и город просто встанет. Вы же видите: уже сейчас по Невскому быстрее пешком пройти.
– Трамваи же не просто снимают – заменяют другими видами транспорта, разрабатывают более эффективные варианты...
– Это лишь декларируется, что мы, мол, уберем трамвай и пустим автобус. На самом деле вместо трамвая обычно идет маршрутка. Смотрите, сняли трамвай на Садовой – и как теперь ездить в Коломну? Разве там есть автобус? Там ходят маршрутные такси. А это, как ни крути, не социальный транспорт. Кроме того, существует одна очевидная закономерность: пока есть конкуренция, цены сдерживаются. Как только из района исчезает трамвай – ставший монополистом хозяин маршруток поднимает цену. Я уж не говорю обо всех минусах «газельного» бизнеса – это отдельная тема.
– А ссылки на то, что трамвай – источник вибрации, повышенного шума?
– Есть парадоксальный факт: после того, как с Дворцового моста сняли рельсы, вибрация на нем усилилась. А вообще вибрация идет не от трамвая как такового, а от неисправностей рельсов, плохого состояния подвижного состава. Грамотно построенное – возьмите на Литейном, например, – трамвайное полотно вибрации и шума практически не дает. Не забывайте также о том, что именно бензиновый выхлоп (не заводы!), которого трамвай начисто лишен, создает основное загрязнение окружающей среды. И падающая лепнина со старых зданий – это не вибрация, это химическая проблема. Выхлопные газы образуют такую среду, которая разрушает архитектуру города.
– Получается, что в исчезновении трамваев с наших улиц кто только не заинтересован: и нефтепроизводители, и компании-подрядчики, демонтирующие рельсы, и чиновники, организующие тендеры... А горожане – они что-то с этого имеют?
– Давайте посчитаем. В течение последних пяти-семи лет по Садовой, по Литейному, на площади Труда проложили трамвайные пути по самой передовой технологии, капитально отремонтировали – на улице Декабристов, на Рижском проспекте и так далее. Вложили десятки миллионов рублей. По нормативам эти рельсы должны служить 30 лет. Теперь их снимают – на что снова тратят бюджетные деньги. И какой профит налогоплательщику?
– Тем не менее кому-то из рядовых граждан трамваи мешают. Некоторые же высказываются за сокращение трамвайных маршрутов.
– По статистике у нас из десяти человек семь-восемь в основном пользуются общественным транспортом. А тем двум-трем из десяти, кто передвигается на своих четырех колесах, видимо, без трамваев лучше. Но до определенного предела. Пока остальные семеро тоже не купили себе по «жестянке» – раз иначе ни на чем никуда не добраться! И все вместе не встали намертво в пробках.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА