Original Material
Почему рис белый?
Изучавшие рисовую окраску Сьюзан Маккоуч и Меган Суини заметили, что мутация, сделавшая зерна злака белыми, в истории растениеводства случилась дважды. Один раз это произошло с дальневосточными сортами риса, которые позже завоевали планету и сейчас дают 97,5% мирового урожая. Аналогичная мутация была зафиксирована и в сортах из Южной Азии. Это генетическое изменение, отмечают биологи, в дикой природе не фиксируется, оно является достижением человеческой агрономии.
Белые зерна, говорится в сообщении Корнельского университета, -- это рецессивная мутация, генетической доминантой является красный цвет. В естественной среде белизна не удержится, растворившись среди семян красного цвета. И для того, чтобы сохранить рецессивный цвет риса, древним крестьянам пришлось прилагать значительные усилия, в частности специально отбирать для сева редкие белые зернышки. Генетики полагают, что впервые этот искусственный отбор был произведен в гималайском регионе, откуда новый сорт и начал распространяться по миру.
Сам механизм действия этой мутации достаточно прост: для того чтобы избавиться от красного цвета, один из белков, производящихся молекулой ДНК, должен быть чуть-чуть короче. Однако полностью отказаться от этого протеина рис не может. Как полагает Сьюзан Маккоуч, это соединение отвечает не только за цвет, но и за какие-то иные функции, потому что сортов без него обнаружено не было.
Цветовые пристрастия древних растениеводов объясняются, по-видимому, весьма прагматическими причинами. Во-первых, белые зерна быстрее варятся, а это экономит не только время, но и топливо. Во-вторых, их легче чистить, у красных семян шелуха отделяется с трудом. Наконец, перебирать белые зернышки риса хозяйке гораздо проще. Однако, получив кулинарные преимущества, человечество потеряло другие плюсы дикого риса. Он в отличие от культурных сортов более сильное растение, устойчивое к стрессам.
Рисоводы пытались вернуть белому рису здоровье его дикого предка, скрещивая существующие сорта. Но толком ничего не выходило, поскольку в гибридах доминантный красный цвет всегда забивал белый. Кроме того, от дикого риса культурным сортам доставались и другие «врожденные» дефекты, например высокий процент непрорастающих семян. Также зерна дикого риса слабее держатся в соплодии и легко выпадают, а это приводит к тому, что часть урожая оказывается на земле. Сьюзан Маккоуч полагает, что теперь, когда механизм мутации определен, генетикам и рисоводам станет проще создавать гибриды, убирая недостатки разных сортов и комбинируя их достоинства.