Родина не зовет — только мать...
Гражданину Индии, 11 лет прожившему в России, снова безосновательно отказано во встрече с сыном
К сожалению, слишком часто «Отделению связи» приходится возвращаться к старым темам. В феврале (см. № 8) мы рассказывали, как 29 декабря прошлого года пограничной службой аэропорта «Домодедово» был задержан гражданин Индии Саджид Мохаммед....
К сожалению, слишком часто «Отделению связи» приходится возвращаться к старым темам. В феврале (см. № 8) мы рассказывали, как 29 декабря прошлого года пограничной службой аэропорта «Домодедово» был задержан гражданин Индии Саджид Мохаммед. До того Саджид прожил в России 11 лет, окончил Архангельскую медицинскую академию, стал анестезиологом-реаниматологом, поступил в аспирантуру, полюбил русскую девушку Анну, но из-за бюрократии не смог оформить брак официально. Вскоре Анна забеременела, ей пришлось лечь в больницу на сохранение, а Саджиду — устроиться на работу врачом в Саудовскую Аравию: заработать на врачей и лекарства для Анны где-нибудь в архангельской поликлинике он бы не смог.
Получить отпуск и поехать домой Саджиду удалось уже после рождения сына, по официальному приглашению Анны. И тут начались проблемы. Домодедовские пограничники задержали его в аэропорту, объявили, что его виза сомнительна, несколько часов продержали в комнате для депортируемых — и посадили на самолет обратно в Эр-Рияд. По возвращении визу Саджида проверили аравийские спецслужбы и русское консульство в Эр-Рияде. И все признали, что претензий к уважаемому в Саудовской Аравии доктору нет никаких. Как предполагает Саджид, из-за восточной внешности и свободного русского языка его приняли за гастарбайтера из Средней Азии. Из-за праздников начальства в аэропорту не было, пограничники разбираться не стали и на всякий случай выгнали из страны.
Тогда «Новая» пообещала, что проследит за тем, чтобы Мохаммед вернулся в Архангельск. В середине мая Саджид прислал нам письмо «Я еду домой!», где писал, что его жене Анне удалось сделать новое приглашение и через несколько недель он наконец-то впервые увидит сына. А еще через пару дней позвонил из Эр-Рияда: «Мне не дают визу. Оказывается, меня внесли в список тех, кому запрещен въезд в Россию».
Выяснилось: русский консул в Саудовской Аравии не может принять документы Саджида. У него есть новое приглашение от жены, справки о (высокой) зарплате. Во всех инстанциях говорят, что оснований не пускать его в страну нет, сверяются со списком… и огорченно объясняют, что не могут ни пустить, ни объяснить причины отказа.
Анна и Саджид направили запросы в МИД и консульство с требованием объяснить причины отказа во въезде. МИД объявил, что Саджид написал «ложную цель поездки». Сам Саджид обзвонил все ведомства, от МИДа до ФСБ, и пересказывает разговор с сотрудником МИДа:
— Я 11 лет прожил в России! Почему меня не пускают?
— Значит, так и жили, что больше не пускают.
Мы обзвонили все инстанции, выясняя, на каких основаниях Саджиду запрещен въезд в Россию. Везде разводили руками. «Что мы можем поделать? — извинился сотрудник МИДа. — Списки составляет только одно ведомство — ФСБ. А причины, по которым человек в список попадает, не раскрываются по закону». Даже если Саджид попал туда по ошибке, признаться в этом не захотят.
«Все мои дни — это работа и монитор компьютера, на котором лежат фотографии моего ребенка, — пишет Саджид. — Я не был в Индии после окончания школы и уже почти не помню ее. Россия заменила мне родину. Я мог бы вывезти Анну и сына за границу и остаться жить здесь. Но я не хочу лишать их родины, потому что теперь сам слишком хорошо знаю, как это — остаться без нее».
«Новая» разослала запросы о причинах высылки и отказа доктору Мохаммеду в визе в МИД, ФМС и ФСБ. Из двух ведомств прислали отписки. МИД пока не ответил.