Дата
Автор
Петр ИСКЕНДЕРОВ
Сохранённая копия
Original Material

Демократический радикализм

Парламентские выборы раскололи Сербию

Вчера Центризбирком Сербии обнародовал предварительные результаты воскресных парламентских выборов. На первом месте оказались националисты Сербской радикальной партии (СРП) с 29% голосов. Их лидер Воислав Шешель с февраля 2003 находится в Гаагском трибунале по обвинению в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в период распада Югославии в первой половине 1990-х годов.

Однако радикалы вряд ли сформируют правительство. Находящиеся ныне у власти две демократические партии в совокупности получили около 40% голосов. У Демпартии президента Сербии Бориса Тадича -- 23%, у демократической коалиции премьера Воислава Коштуницы -- 17%.

Пресс-служба правительства Германии, председательствующей ныне в ЕС, заявила, что Берлин «очень доволен победой демократических сил», учитывая, что «Сербии предстоит в ближайшие недели принять важные и трудные решения». В этой похвале скрыт очевидный намек на приближение того момента, когда спецпосланник генсека ООН Мартти Ахтисаари объявит свои предложения по окончательному статусу Косово. Это может произойти в пятницу на встрече дипломатов международной Контактной группы в Вене.

Первоначально г-н Ахтисаари обещал обнародовать свой план до конца 2006 года. Однако возобладали опасения взбудоражить сербов раньше времени и дать лишний предвыборный козырь националистам. По информации «ВН», «план Ахтисаари» предусматривает предоставление Косово независимости под надзором ООН, ЕС и других международных структур.

Реакция на это предложение новоизбранной скупщины Сербии вряд ли будет позитивной. Отделение от Сербии 15% ее исконных земель не поддержат ни радикалы, ни партия Воислава Коштуницы, ни сербские социалисты, с трудом преодолевшие пятипроцентный барьер. В вопросе о Косово Запад может рассчитывать лишь на Демпартию Тадича и на получивших чуть больше 5% голосов либеральных демократов.

Если новый сербский парламент выскажется против независимости Косово, то в игру сможет вступить и Россия. В воскресенье после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель президент Владимир Путин заявил, что Россия «считает недопустимым навязывание извне статусного решения по Косово». По его словам, «долгосрочное решение проблемы может быть достигнуто только в случае его приемлемости и для Белграда, и для Приштины». Это означает, что если скупщина Сербии проголосует против предложений Ахтисаари, то постпред России при ООН Виталий Чуркин получит право наложить вето на решение о независимости Косово.

Не случайно МИД России вчера выразил надежду, что «вновь сформированные власти Сербии активно включатся в процесс косовского урегулирования». Это заявление явно адресовано г-ну Ахтисаари, который не устает повторять, что не видит смысла в дальнейших переговорах Сербии и властей Косово.

«Сербские СМИ в последние недели наперебой апеллируют к России, -- рассказал «Времени новостей» завотделом истории славянских народов Юго-Восточной Европы в новое время Института славяноведения РАН Александр Карасев, побывавший на днях в Белграде. -- Газеты и политики утверждают, что Россия не поддержит такое решение по Косово, которое не будет принято Белградом». По словам нашего собеседника, тактика партий Коштуницы и Тадича заключалась в том, чтобы любыми путями оттянуть решение проблемы Косово. «Все в Сербии понимали, что та партия, которая согласится перед выборами отказаться от Косово, пусть даже ради принятия страны в Евросоюз, неминуемо потерпит крах», -- заметил г-н Карасев.

Президент Борис Тадич, не дожидаясь подведения окончательных итогов, заявил о победе «проевропейских сил». По сравнению с предыдущим составом парламента президентская Демпартия увеличила свое представительство на 10%, но ее разногласия с премьерской партией Коштуницы лишь углубились. Сербский политолог Душан Павлович вообще не склонен относить Тадича и Коштуницу к единому демократическому лагерю. Он заявил «ВН», что нынешний премьер-министр Воислав Коштуница ради сохранения своего поста может согласиться на коалицию с СРП: «Если партия Коштуницы вступит в коалицию с радикалами, сотрудничество Сербии с Гаагским трибуналом будет предано забвению, а позиция Белграда по Косово ужесточится».

У сторонников давления на Белград в вопросе о независимости Косово аргументов осталось немного. Угроза заблокировать переговоры Сербии с ЕС не возымеет действия, поскольку они и так заморожены. Напомним, что Запад безуспешно требует от Белграда выдать Гаагскому трибуналу экс-лидера боснийских сербов генерала Ратко Младича, обвинение против которого было выдвинуто еще в 1995 году. Власти Сербии оправдываются тем, что не знают, где скрывается Младич.

Попытки убедить руководство Сербии добровольно отказаться от Косово выглядят еще более иллюзорными в свете нового расклада сил в скупщине, где большинство будут иметь крайние и умеренные националисты. Замдиректора Института славяноведения РАН Андрей Шемякин в беседе с «ВН» спрогнозировал долгие и трудные для Запада переговоры по косовской проблеме. «Большинство депутатов новоизбранной скупщины категорически против независимости Косово. По этому вопросу традиционно относимые к демократическому лагерю сторонники Коштуницы занимают позиции, близкие к радикалам. Также не следует забывать, что принятая на общенациональном референдуме в октябре 2006 года конституция страны однозначно определяет Косово как составную часть территории Сербии. В этих условиях ни одна политическая сила страны не пойдет на нарушение основного закона», -- убежден Андрей Шемякин.

Петр ИСКЕНДЕРОВ