Дата
Автор
Залесский Владимир
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Система «Фальшвыборы»

Какие нарушения избирательного закона останутся без наказания

Система «Фальшвыборы». The New Times решил разобраться, какие методы фальсификации подстерегают нас на ближайших выборах, и обнаружил целый арсенал нарушений, которым почти безнаказанно можно воспользоваться

«Административный ресурс можно разделить на методы принуждения и на методы непосредственной фальсификации», — говорит наблюдатель со стажем Андрей Бузин из общественной организации «Межрегиональное объединение избирателей». Первые методы чаще применяются во время избирательной кампании. Например, когда рабочим предприятия начальство предлагает построиться в колонны и пойти проголосовать за нужную партию. Вторые методы — непосредственно в день голосования и во время подсчета голосов.

Открепился — и свободен

Елена Орлова работает финансистом в одном из подмосковных вузов. На прошлой неделе ее и других сотрудников собрал ректорат и объявил, что необходимо взять открепительные удостоверения по месту жительства и явиться на участок, который будет расположен на территории вуза. «Нам настоятельно рекомендовали взять также всех родных. Ректорша объяснила, что голосовать надо за Путина и за «Единую Россию» и чем выше окажется процент, тем больше шансов, что нам увеличат финансирование», — пересказывает Елена. По ее словам, некоторые из сотрудников попробовали возмутиться, но тогда был предложен компромисс: отдать к пятнице перед днем голосования открепительные удостоверения в ректорат и избавить себя от необходимости являться в воскресенье на участок. Елена оказалась нетипичной бюджетницей и в пику начальству намерена не то что не брать открепительное удостоверение, а назло проголосовать за коммунистов. «Такого давления не было даже в советское время», — возмущается она.

По оценке главы организации независимых наблюдателей «Голос» Лилии Шибановой, фальсификация бюллетеней может стать самым массовым механизмом нарушений. Сигналы, подобные случаю с Еленой, приходят со всей страны. «Открепительных бюллетеней в этот раз действительно отпечатано много, что настораживает», — соглашается Андрей Бузин.

Отдельного упоминания заслуживают так называемые закрытые участки — в СИЗО, тюрьмах, больницах и психиатрических заведениях, а также в армии. «Контролировать эти участки сложно, хотя теоретически наблюдатели туда могут пройти.

Впрочем, процент голосов на этих участках в своей совокупности большой роли не играет», — отмечает Шибанова. На этих выборах наблюдателям добавят еще одно развлечение: в городах откроют специальные участки для лиц без определенного места жительства.

Мертвые души

По оценке Бузина, одним из наиболее популярных методов незаконного голосования были и остаются подставные лица. «Приходит человек на участок к члену комиссии, который уже заранее в сговоре, протягивает паспорт, но расписывается за другого»,— рассказывает Бузин. Другим может оказаться тот, кто на выборы, скорее всего, не придет или точно не придет. Сотрудникам избиркомов, которые работают в комиссиях много лет, известны целые дома и кварталы, жители которых на выборах отродясь не появляются. «Бывали случаи, когда голосовали за молодых людей, которые в этот момент служили в армии, а то и просто за умерших, которых из списков «забыли» вычеркнуть», — говорит Бузин. В последнее время, отмечает он, участились случаи, когда работники ЖЭКа специально ходят по квартирам и выясняют, собирается ли принять участие в голосовании тот или иной жилец: ищут тех, что голосовать уже могут разве что за Господа Бога.

Технология «подстав» крайне трудноуловима для независимых наблюдателей, ведь снаружи все выглядит вполне чисто. А такой избирательный «стахановец», опустив бюллетень, отправляется тем временем на следующий участок, где его уже ждут.

Карусели и мобильники

Что делать, если в избирательной комиссии — только честные люди? Тогда, чтобы получить лишние голоса для нужной партии, можно просто договориться с людьми, которые идут на избирательные участки не только проголосовать, но и немного заработать. Такой гражданин берет на участке положенный ему бюллетень, но ставить галочку не торопится: выносит его, скажем, на улицу благодетелю, тот ставит в правильное место галочку, и гражданин опускает бюллетень в урну. Технология была изобретена еще в начале 90-х и получила название «змейка», или «карусель». В последнее время встречаются ее модернизированные варианты. Например, человека около входа поджидает манипулятор со словами: «Спорим на десять долларов, не проголосуешь за эту партию». Далее гражданин идет голосовать, фотографирует свой правильно заполненный бюллетень на мобильный телефон и на выходе получает гонорар. Правда, как отмечают все опрошенные The New Times специалисты, метод этот переходит в раздел экзотических. Ныне в почете совсем другие технологии.

Крестики-нолики

Настоящая фальсификация начинается уже после закрытия избирательных участков. «Подсчет дает самые разные возможности, — рассказывает Бузин, — сам ловил несколько раз членов комиссий, которые подсовывали в папки бюллетеней за одну партию бюллетени другой партии и потом как ни в чем не бывало пытались считать на глазах наблюдателей». Модернизированный вариант этого метода — прикрепить незаметно стержень ручки к пальцу и ставить галочки в бюллетенях, в которых избиратели забыли их поставить. Или, напротив, портить бюллетени, поданные за оппонентов (например, добавить еще одну галочку), снижая тем самым процент голосов за оппозицию. А вот банальный вброс в урну пачки «правильных» бюллетеней, по оценке эксперта, дело значительно более трудное. «Это слишком вызывающе, да и потом по итогам подсчета не сходится баланс числа выданных бюллетеней и опущенных в урну», — утверждает он. Вариант на эту же тему — подмена переносных урн для голосования, с помощью которых обеспечивается голосование инвалидов, добавляет Шибанова из организации «Голос».

Куда более распространена технология повторных протоколов. Закончив подсчет, члены комиссии вдруг обнаруживают «ошибки» в первом протоколе и переписывают его, перерисовывая цифры под нужный результат. Зачастую подобное нарушение совершается при полном отсутствии наблюдателей, которых могли выгнать за дверь или просто не предупредить об изготовлении нового протокола.

А вот система ГАС «Выборы», вызывающая столько подозрений, на деле, как утверждает один из знакомых с ее работой специалистов, довольно безобидна. «Все нарушения совершаются до ввода протокола в машину. Потом исправить что-то практически невозможно. В системе ГАС «Выборы» задействованы тысячи людей, и шила в мешке не утаишь: попытки что-то переправить зафиксирует сама машина», — рассказал The New Times сотрудничающий с ЦИК программист.

Как сработает в этот раз известная формула: «Не важно, как проголосуют, важно, как подсчитают», — мы узнаем уже 3 декабря.

Организация независимых наблюдателей «Голос» запустила бесплатную горячую линию для сообщений о нарушениях в период избирательных кампаний, в ходе голосования, а также при подсчете бюллетеней.
Телефон горячей линии 8-800-333-33-50