Дата
Автор
Яна Серова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Дырка от республики

Обращения непризнанных государств в высший законодательный орган России оказались для них бессмысленны

В пятницу, после недели споров о судьбах непризнанных республик, Госдума предложила президенту и правительству «рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости» Абхазии и Южной Осетии, так и не решившись самостоятельно...

В пятницу, после недели споров о судьбах непризнанных республик, Госдума предложила президенту и правительству «рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости» Абхазии и Южной Осетии, так и не решившись самостоятельно потребовать их признания. С Приднестровьем же, по мнению думцев, нужно улучшать экономическое сотрудничество, сохраняя там своих миротворцев. При этом депутаты предупредили, что после апрельского саммита НАТО в Бухаресте, где Грузии могут дать старт на вступление в альянс, будут приняты более радикальные формулировки.

В окончательном варианте заявления Госдумы «О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья» депутаты даже сохранили политес. Они обозначили, что уважают «суверенитет и территориальную целостность Грузии и Молдавии», однако «общепризнанные принципы международного права перестают быть незыблемыми». И хотя «стремление Грузии вступить в НАТО является ее суверенным правом», Россия вправе защищать своих граждан, проживающих в Абхазии и Южной Осетии.

Депутаты призвали открыть российские миссии на территории Абхазии и Южной Осетии, упростить порядок пересечения границы, рассмотреть вопрос об «усилении потенциала миротворческих сил в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов»… По словам председателя Комитета по делам СНГ Алексея Островского, в случае «агрессии со стороны Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии Москва может принять все необходимые меры, вплоть до военного участия».

Даже после многократной правки заявления Думы еще весь день пятницы к нему поступали поправки, а в зале заседаний продолжались споры. Коммунист Николай Коломейцев обратился к главе комитета Островскому:

— Не является ли это возбуждением невыполнимых надежд? Ведь Грузия будет в НАТО вне зависимости от позиции России.

— Неоправданные надежды возбуждали ваши предшественники в 1917 году, — отрезал Островский. И объяснил, что, пока Грузия не решит свои территориальные споры, НАТО по уставу не сможет принять ее.

Тогда коммунист Сергей Решульский предложил прописать в заявлении более радикально, что депутаты «высказываются за признание независимости Абхазии и Южной Осетии»:

— Я исходил из того, что мы с вами — высший законодательный орган! А мы — по тому анекдоту: и хочется, и колется, и мама не велит. Отсылаем опять к президенту и правительству!

Но, как ни атаковали думцы Алексея Островского, он не сдал ни одной строчки заявления, а в ответ на одну из поправок коммунистов язвительно заявил, что понимает «желание фракции принять участие» в составлении заявления: не примазывайтесь, мол, к нашим заслугам. Своего однопартийца поддержал с трибуны Владимир Жириновский, успокоивший коллег, что заявление временное. И если на саммите НАТО в Бухаресте Грузия начнет процедуру вступления в альянс, Госдума примет другое заявление. В итоге прошла только поправка самого Островского, который посчитал, что «ускорять процесс суверенизации» двух республик нужно не только в случае военной агрессии Грузии и ее вступления в НАТО, а даже в случае «шагов по форсированному продвижению» Грузии в Североатлантический альянс.