Медведев рассказал, как увеличить вес малого бизнеса

Административное давление мешает необходимому увеличению экономического веса малого бизнеса. Об этом рассуждал избранный президент РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета в Тобольске.
Пакет инициатив по развитию этой отрасли уже разработан в Минэкономиразвития, и Медвевев по сути их только озвучил. Чиновники МЭРТ предлагают создать региональные фонды для кредитования малого бизнеса. Специальные фонды имущества в регионах и муниципалитетах помогут предпринимателям получать офисы. Сейчас лишь треть компаний владеет собственными офисами, а процедура получения кредита очень сложна.
«В будущем, в условиях инновационной экономики новое дело надо будет начинать буквально за считанные дни», – сказал Медведев. Малый бизнес, по его словам, «должен стать одним из ведущих – и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности». Потому что это основа расширения среднего класса, который, как пожелал Медведев, к 2020 году должен составить в России до 60-70%.
Нынешним «экономическим весом» малого бизнеса он недоволен. По данным Медведева, на 1 октября 2007 года в России было зарегистрировано более 1,1 млн организаций малого бизнеса и 3,4 млн индивидуальных предпринимателей, но при этом «вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 17%».
«Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, – сказал Медведев. – Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве просто отсутствует». «На местах это воплощается во всякого рода приказы, и воплощается в дополнительные поборы», – добавил Медведев.
«Надзор за бизнесом по 45 видам контроля осуществляют порядка 30 органов, и это только на федеральном уровне», – отметил Медведев. При этом «чрезмерно широки внепроцессуальные права органов милиции, у них сегодня полномочия по 22 составам административных правонарушений». И продолжил подсчеты: «В таких областях, как санитарно-эпидемиологическое благополучие, экология, правила ведения кассовых операций и другие, в итоге одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% их выручки».
Руководитель департамента госрегулирования МЭРТ Андрей Шаров ранее высказывался за то, что можно смягчить процедуры проверок и ввести правило «первая проверка без штрафа» (в случае, если нарушения не связаны с угрозой жизни и здоровью).
«Поистине чудовищный набор бюрократических препон», сказал Медведев, провоцирует взяточничество и вымогательство. Это больнее всего он «бьет» по малому бизнесу, людям сейчас невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта или выходить на рынок с новой услугой.
Вице-премьер Александр Жуков заявлял ранее, что необходимо упростить процедуру регистрации вплоть до того, что зарегистрироваться можно будет через Интернет. Впрочем, член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», президент «Юниаструм Консалтинг» Александр Бречалов считает, что сложность процесса регистрации преувеличена. «Можно уложиться в 5–10 рабочих дней, хотя, разумеется, любое разумное упрощение процесса – благо для предпринимателя», – сказал он в интервью «Полит.ру». – А вот согласовать границы земельного участка – это очень сложно, требует огромных временных и денежных затрат. Именно эти процедуры надо упростить».
Медведев сказал, что лицензирование отдельных видов деятельности можно замещать обязательным страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. «По ряду направлений предпринимательской деятельности страховщики и привлеченные ими специалисты лучше – более дотошно и въедливо – оценят возможные риски, реальное качество и безопасность бизнеса, а также профессиональную ответственность работников. Важно и то, что страхование – в отличие от лицензирования – предусматривает обязательную компенсацию ущерба третьим лицам», – сказал избранный президент. При этом он заметил, что «переход к страхованию ответственности не должен вести к росту общих расходов малых предприятий, к удорожанию их услуг».
Чиновники могут уменьшить число разрешительных процедур (не исключено, что их заменят декларированием). Например, по словам Медведева, необходимо сокращать перечень сертифицируемых видов продукции. У нас «все еще массовым порядком» практикуется сертификация товаров «и порой затраты на одно наименование товара доходят до 120 тыс рублей», отметил Медведев: «Считаю, что здесь надо двигаться к декларированию самими производителями качества произведенных товаров и услуг. Это общепринятая мировая практика и к тому же сильный рычаг в борьбе с коррупцией».