Михаил Саакашвили: «Я не представлял, что ситуация зайдет так далеко…»
За последние два месяца в отношениях России и Грузии не было ни одной спокойной недели. В Абхазию вошли российские десантники и железнодорожные войска, Грузия один за другим посылала летать над Абхазией свои беспилотники, их регулярно сбивали. На этом фоне в прошлый вторник состоялся первый телефонный разговор Михаила Саакашвили с Дмитрием Медведевым, они договорились встретиться на Петербургском экономическом форуме 6–8 июня. В интервью корреспонденту Newsweek Анне Немцовой накануне поездки в Петербург президент Грузии Михаил Саакашвили называет трения с Россией опасными, а сложившиеся отношения тупиковыми, и лишь предстоящая встреча с новым президентом России вселяет в него слабую надежду.
Вы ожидали после вашей последней встречи с президентом Путиным в феврале 2007 года такого нарастания напряжения во взаимоотношениях с Россией?
Когда мы встречались последний раз, президент Путин предупредил меня, что готов предпринять решительные меры [в Абхазии]. Но я не представлял, что ситуация зайдет настолько далеко. Даже Европа наконец проснулась и признала тот факт, что Грузия стоит на краю пропасти в отношениях с Россией.
Какие события стали причиной ухудшения отношений?
Напряжение нарастает, несмотря на протесты грузинской стороны. За последний год большинство населения сепаратистской республики Абхазии получило российские паспорта, а пенсионеры - пенсии. В апреле действующий президент России Путин подписал документ, практически легализовавший отношения России с Абхазией и Южной Осетией. А 20 апреля российский истребитель сбил наш беспилотный самолет. Чем дальше, тем делается хуже: Кремль перебрасывает сотни десантников, военную технику, тяжелую артиллерию в Абхазию. Что это как не подготовка к военной интервенции? И однозначно это продолжение аннексии части грузинской территории.
В России так же хорошо, как и в Грузии, помнят и знают истоки конфликта с Абхазией. Все помнят, какую роль сыграла во время войны российская армия в этнической чистке в Абхазии, в результате которой 80% грузин были вынуждены покинуть свои дома и бежать из региона. Мы никогда не допустим легализации этнической чистки грузин в Абхазии, и ссылки на Косово здесь не помогут. Такое решение нанесло бы непоправимый ущерб ситуации в регионе. Подобные идеи противоречат международным законам, интересам Грузии и самой России. Думаю, большинство российских политиков признает факт сепаратизма в данном регионе. Следует признать и тот факт, что никто не спрашивал, каково было мнение Грузии в отношении косовского вопроса (Грузия так и не признала независимость Косова. - Newsweek).
Является ли Грузия источником трений между Москвой и Вашингтоном?
Агрессия Кремля очевидно направлена против Америки и НАТО. К несчастью, Грузия, союзник Америки и форпост НАТО на бывшем советском пространстве, оказалась между двух огней. И России, и Грузии необходимо найти общую, юридически обоснованную почву улучшения взаимоотношений. Думаю, мы все должны сейчас быть очень осторожны и внимательны, учитывая, что в ситуацию вовлечены несколько сторон и интересов, и особенно с учетом косовского опыта.
А международное сообщество как относится к тому, что происходит между Россией и Грузией?
На прошлой неделе комиссия ООН, работающая на территории Грузии, закончила расследование эпизода с беспилотным самолетом и опубликовала отчет. Результаты расследования подтвердили факт уничтожения грузинского беспилотного самолета российским истребителем. Отчет ООН - очень важное событие для Грузии. Впервые с 1994 года европейское сообщество показало пальцем на Россию и признало действия России агрессивными.
Никто в Грузии не хочет нарастания трений в отношениях с Россией, но важно, чтобы и в России понимали, что будет нелегко сломить Грузию и грузинскую демократию, что маленькую Грузию поддерживает международное сообщество. Тем не менее мы очень обеспокоены возможностью новых провокационных действий со стороны России в связи с косовским прецедентом. Мы также обеспокоены последними заявлениями главы российского МИДа Сергея Лаврова о том, что с нынешним грузинским руководством трудно о чем-либо договориться.
Мы надеемся избежать войны. Мы верим, что любой здравомыслящий человек в руководстве России не пожелал бы подобной беды на Кавказе. Грузинское руководство готово к гибким переговорам с Абхазией о разделении власти, о создании свободной экономической зоны и широкой автономии в Абхазии - лишь бы у сотен тысяч грузинских беженцев, мечтающих вернуться домой, появилась такая возможность.
Удалось ли вам лично провести переговоры с руководством Абхазии?
Нет, у меня никогда не было возможности провести переговоры с господином Багапшем, он просто не отвечает на наши звонки. Российские силовые структуры не скрывают, что контролируют внутреннюю и внешнюю политику Абхазии. Мы просим Россию дать нам самим договориться с Абхазией. Даже если у нас будет возможность уединиться с абхазским руководством за столом переговоров, в этой комнате обязательно появится слон, который поломает всю мебель.
С какими чувствами вы едете на неформальную встречу лидеров СНГ в рамках Петербургского экономического форума?
Последние две недели были особо напряженными. Но случилось и положительное событие, подарившее нам надежду: президент России Дмитрий Медведев прислал нам поздравление с Днем независимости Грузии. Если раньше мы получали в подобных случаях достаточно формальные тексты, в этот раз каждое слово, написанное Дмитрием Анатольевичем, казалось, было искренним, глубоко продуманным и вселяющим надежду. «Наши народы связаны многовековыми историческими и культурными ценностями, - говорилось в письме. - Я желаю народу Грузии мира и благополучия и рассчитываю на долгосрочное сотрудничество между нашими странами».
Я очень надеюсь, что с приходом президента Медведева политика России в отношении Грузии изменится. Я еду с этой надеждой на нашу встречу с президентом Медведевым 7 июня. Пора что-то менять. Мы рассчитываем, что формат переговоров изменится и Россия в качестве партнера поддержит Грузию и поможет провести мирные переговоры с Абхазией.
Каковы социальные последствия напряженности в отношениях между Грузией и Россией?
Одним из последствий является процесс отчуждения. Молодежь Грузии больше не изучает русский язык в университетах, предпочитая ему английский или даже турецкий. Это естественный процесс; наши студенты понимают, что западные страны и образование в них гораздо доступнее, чем Россия. Правительство финансирует докторские программы в ведущих странах мира более чем для тысячи выпускников грузинских вузов. Если раньше десятки поколений грузинских студентов изучали русские учебники, нынешнее поколение будущих врачей осваивает европейские и американские учебники в переводе и оригинале.
Если и дальше наша молодежь будет более ориентирована на Запад, ощущая недружелюбие со стороны России, через десять лет она совсем забудет русский язык. Нашей любви к русской литературе, музыке и кино оказалось недостаточно, чтобы в сознании нашей молодежи сохранился привлекательный образ этой великой страны. Поскольку приоритетом в выборе языка остаются деловые отношения, еще не поздно их восстановить.
Каковы были ваши впечатления от первого телефонного разговора с президентом Медведевым 3 июня?
В ходе разговора стало очевидно, что, хотя основные разногласия в видении ситуации по-прежнему присутствуют, стиль переговоров нового президента России кажется более мягким и продуманным. В настоящее время Грузия переживает экономический и инвестиционный бум. Меньше всего нам бы хотелось сейчас проблем на наших границах…